Сибирские огни, № 010 - 1971
В одном движеньи непреложном с народом строящим своим отцов деяния продолжим, ошибок их не повторим. Со времени «Станция Зима» мысль поэта развилась, окрепла, что тоже явилось отра жением развития мысли общественной, уточнения политических оценок прошлого и настоящего. Но «Откуда вы?» не была вос принята читателями с таким интересом, как предыдущая поэма. Во-первых, она явилась как бы продолжением и, более того, повто рением, хотя и по спирали, на новом уровне Во-вторых, на ней лежал слишком сильный отпечаток «За далью — даль». В тени поэмы Твардовского она несколько потерялась. «У СЛАВЫ ЕСТЬ ПРИЛИВЫ И ОТЛИВЫ» В той же поэме «Откуда вы?» Евтушенко с юмором, но не без кокетства, жалуется на двойственность своей репутации: Одни, галдя, меня хвалили и мед мне на дорогу лили. Другие деготь лили, зло... Мою дорогу развезло. Одну лодыж ку держ ит деготь, другую крепко держит мед. Он начинает вытягивать свою «лодыж ку», конечно же, сначала из дегтя. «Не важ но, —есть ли у тебя преследователи, а важ но — есть ли у тебя последователи»,— воин ственно заявляет он в 1959 году. Еще за два года до *этш о поэт провоз гласил в «Монологе из драмы «Ван-Гог»: «Мы с вами отомстим талантливо тем, кто не верит в наш талант!» Желание мести крепнет, ширится. «Профессор, вы очень не нравитесь мне... Вы были не с теми, кто бил ся, а с теми, кто бил, и предали тех, кто талантливей был... Профессор, мы с вами еше не сочлись». Как мы видели, поэт не принял упреков в том, что «с жизнью связан слабо». Дейст вительно, на внешний взгляд, он крутился в самой гуще жизни — выступал, ездил и встречался с самыми разными людьми очень много. Но познал пока характер только свой,— так сказать, лирического героя. Не отсюда ли идет такое обилие декларативных самохарактеристик: «Я делаю себе карьеру тем, что не делаю ее», «Вся жизнь моя да будет подвигом, рассредоточенным во вре мени», «Меня ненасытность вскормила и жажда вспоила меня», «Лучшие из поколе ния, возьмите меня трубачом!». Евтушенко умеет подмечать характерные черточки в людях, порой рисует интересные портреты современников, а главным обра зом, современниц. Но, как правило, встречи со своими (ероями мимолетны увидел в магазине продавщицу «с завитками хилы ми», встретил в кафе «отверженную», про ехал по тундре с «кассиршей». Вот еще одна встреча, в стихотворении «Сирень». Поэт едет по ночной Москве в своем «Мо сквиче», вдруг «на сиденье плюхнулось — да как! — чудное виденье (в зубах «Дукат»). Какие-то пьяные в стекло стучались к ней». Это оказалась официантка из ресторана «Балчуг», опоздавшая на последнюю элек тричку. Она спрашивает: «Можно у тебя?.. Только ты без этого — страшно спать хочу». Измотанная до предела, она не может за снуть, пока не оглушит нервы водкой: «Ушла из меня баба, стала — как мужик»,— говорит она. Хозяин утром уехал, не разбудив слу чайную гостью: «Она спала так радостно, как девочка усталая... И что-то в ней оби женное, застенчивое было». Вечером он уви дел, что «все светится, все вычищено, вы мыто». И на столе застеленном в пахучей тишине стоит сирень застенчивая, как она во сне. X-. Вот еще портрет: Легкомысленной Верка каж ется — в голове у ней столько ветра! Говорят про нее, что катится по наклонной плоскости Верка. Эту, однажды увиденную в цехе фабрики «Скороход» девушку, у которой руки летают «с быстротою туполевской», поэт берет под защиту: На нее боятся надеяться, но при первом раскате грозы эта Верка тоже надела бы сапоги из армейской кирзы. При всей душевности отношения к своим не очень благополучным героиням, при пол ном сочувствии им, поэт все-таки знает их мало, скорей угадывает их состояние, чем постигает вполне. Внешнее, со стороны, почти репортажное наблюдение пока заме няет истинное сопереживание, духовное слияние со своими героями. Из-за малого знания жизни этих людей поэту приходится прибегать к неким стерео типам, к обозначениям хорошего человека. Вот сидит за машинкой Верочка, на машинке прошвы строчит, ну а около нее — вербочка из кефирной бутылки горчит. В другом стихотворении пенсионер дядя Вася, который всегда помогает людям («бы ла его работа добротою, а доброта сейчас работой стала»), живет «вместе с веточкой, поставленной в бутылку из-под пива». В конце пятидесятых годов молодая ли тература (да и не только молодая) обра тилась к образам гак называемых «простых» людей, а точнее было бы сказать, к образам социально пассивных людей, которых в на шем обществе еще немало и на которых ли- тepafypa предыдущего десятилетия дейст вительно очень редко обращала внимание, да и то, в основном, осуждающее. Этим людям с ограниченным кругом интересов, с бездуховной жизнью, посвятили свои про изведения такие сверстники Евтушенко, как (О. Казаков и В. Аксенов. Но если они часто
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2