Сибирские огни, № 010 - 1971
Эти стихи вызвали широкое возмущение, хотя не без удовольствия цитировались на пропалую. Искусство имеет право касаться всех сторон человеческих отношений, была бы в этом высшая этическая цель, суще ствуют же «Золотой осел», «Декамерон», пушкинские «Вишня» и «Сказка о царе Ни ките». Стихотворение Евтушенко по своей, если уместно так выразиться, тематике не выхо дит за грани поэзии, но оно в высшей сте пени неблагородно. Женщина приказывает не вспоминать ее такой, какой она была ночью, а поэт отвечает: «Но это дело зряш ное. Ты для меня вчерашняя, стыдящаяся, жалкая». Не свои переживания выставляет поэт напоказ — этого ему никто запретить не может,— а ее стыдливость, обнаженность, демонстрация которых унижает ее. Стихот ворение наложило отпечаток как бы на весь облик Евтушенко, слагающийся в сознании читателей. Но в ту же пору возникает, трагическое стихотворение «Со мною вот что происхо дит», которое остается одним из лучших в творчестве Евтушенко. Страдающая душа отчетливо осознает никчемность и безысход ность «свободных» отношений, подменяю щих истинную любовь: Со мною вот что происходит — совсем не та ко мне приходит, мне руки на плечи кладет и у другой меня крадет. Л той — скаж ите, бога ради,— кому на плечи руки класть?! Та, у которой я украден, в отместку тож е станет красть. О, кто-нибудь приди, нарушь чужих людей соединенность и разобщенность близких душ! Поэт вовсе не абсолютно упоен своим успехом у молодежи, не так уж благополу чен в процессе собственного самоутвержде ния. Поэта мучит проблема отношения к нему со стороны всего советского общества. А мне бубнят — и нету с этим сладу,— что я плохой, что связан с ж изнью слабо... Но если столько связано со мною, я что-то значу, видимо, и стою?! А если ничего собой не значу, то отчего же мучаюсь и плачу? В 1958 году Евтушенко публикует поэму «Откуда вы?», в которой как бы повторяет прежнюю свою поездку в родной городок, описанную в «Станции Зима». Если в преды дущей поэме он, в сущности, только призы вал к активным раздумьям над переменами в жизни, то в «Откуда вы?» уже многое оказалось понятым и продуманным. Поэт утверждает, что без чувства родно го места человек не может воспринять и всю страну, как Родину. В морях ли мы, в концертных залах, но мы с собой нести должны особый дух, особый запах своей родимой стороны. С полемической категоричностью он ут верждает в звонком афоризме: Не надо охать или ахать: «Ах, бож е мой, какой акцент!» А надо окать, надо акать — рабочий ты или доцент. С первой своей книжки Евтушенко сла гает образ родной Зимы. Этому маленькому сибирскому городку повезло больше, чем многим крупным городам. Можно сказать, что в русской поэзии теперь существует об раз станции Зима. До сих пор трудно было заметить пря мую учебу Евтушенко у Твардовского. Но поэма «За далью—даль», опубликованная главами в 1953—56 гг., наложила чрезвы чайный отпечаток на всю нашу поэзию. Она явилась наиболее мощным выражением на родных чувств эпохи пятидесятых годов. Евтушенко со свойственной ему непосред ственностью прямо пошел за Твардовским, устроив собственную поездку по стране. Правда, избрал он маршрут более ограни ченный — не через весь Советский Союз, а от станции Зима до Владивостока и Кам чатки. В пути он всех меряет тем же чувством Родины. Вот старый друг, который «талант свой обезволил», потому что теперь «не пах нет Волгой — пахнет водкой от расползаю щихся строк»... Вот хабаровчанка Нина, ко торой родной город кажется скучным. Поэт непримирим в своих выводах: Я знаю их. В районных центрах и в областных они сперва свой край родной ни в грош не ценят... И все: «Москва, Москва, М осква»... Но и в Москве им вскоре пресно — не Лондон все-таки она. Россия им неинтересна, их матерь стала им скучна! Но поэт не в таких видит суть современ ной молодежи. Он посвятил поэму 40-летию Ленинского Комсомола. Это было время, когда возросло внешнее влияние заграницы на нашу молодежь, когда дружинники лови ли парней в «дудочках» и девчат в первых мини-юбках, когда юный стиляга стал еже дневным героем фельетонов. Едва ли не первым в поэзии тех лет Евтушенко поднял голос против перехлестов в оценке молоде жи: «читаешь — и любой стиляга... любой готов красиво плюнуть на юность честную отцов». Д а, нам за многих надо браться, но так ли густо их в стране? А кто же там сейчас, на Братской, И кто ж е там, на целине? Двадцатипятилетний поэт защищает свое поколение с абсолютно правильных позиций и одновременно подчеркивает его прямую связь с поколениями старшими: Нам чужды ложные кумиры, но будем помнить глубоко, что хлеб, которым нас кормили. Отцам давался нелегко. Вдруг дети, к нам неумолимы, от наших сложностей вдали припомнят то, что не смогли мы, забы в о том, что мы смогли?!
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2