Сибирские огни, № 010 - 1971
ной в ранних стихах так откровенно и по- шловато, поэт пришел за помощью к Блоку, чтобы выразить любовь более сложно и вер нуться к чистоте юношеских помыслов. Влияние Блока облагородило мотивы любви в поэзии Евтушенко этих лет. Когда взошло твое лиио над жизнью скомканной моею, вначале понял я лиш ь то. как скудно все, что я имею. Поневоле приходится схематически раз делять многообразные влияния, упрощать их картину. Ведь, например, в стихотворе нии блоковского ряда — «Но тяжелая белая лилия из волос ее черных росла» можно найти реминисценцию некрасовскую, знако мую всем с детства, всплывшую, вероятно, невольно у поэта из подсознания: «Вьется алая лента красиво в волосах ' ее черных, как ночь». Не раздельно, не как глава за главой учебника, а в сложном взаимодействии, пе реплетении, слиянии проходило освоение на следия. Поэтика Евтушенко корнями сво ими прочно уходит в традиции русской поэ зии. И вот из этого сложного сплава начал рождаться собственный голос. Талант был умножен на сознательные усилия, на усерд ный труд. Евтушенко сам подчеркивает эту черновую, трудоемкую сторону овладения мастерством: «Я искал форму. В течение нескольких лет, например, я занимался по исками новых рифм. Рифмы в современных стихах казались мне слишком ограничиваю щими... В специальной тетради я записал около тысячи новых рифм. К сожалению, они потерялись. Эти поиски все-таки при годились мне, позднее критики квалифици ровали эти рифмы как «евтушенковские». Они были слишком добры: я ничего не изо брел. Я просто использовал некоторые прин ципы фольклорной рифмы». Вот сколько поисков и практического труда стояло за одним только элементом формы — за выработкой рифмы, которую теперь называют то корневой, то ассоциа тивной, а то и, в самом деле, «евтушенков ской» Основа таких рифм действительно народная: Ты ли меня, я ли тебя иссушила, Ты ли меня, я ли тебя извела. Ты ли меня, я ли тебя из кувшина Ты ли меня, я ли тебя ведра. Евтушенко пошел дальше таких фоль клорных ассонансов. «Голубчика — голубень кой», «сморозила — смородина», «шуткой — шумный», «сердце — сельских», «хлопнул — хлопцы», «я помню — японском» — во всех этих рифмах есть полное созвучие только в доударных и ударных слогах. А заударные окончания звучат как придется, они могут ассонировать, консонировать или быть сов сем нейтральными. Такая рифма освежает стих, придает ему непринужденность, бойкость, как бы не подготовленность естественной речи, она об легчает использование живых интонаций, современных вульгаризмов, столь популяр ных в бытовом языке молодели. Евтушенко вырабатывает собственные приемы поэтической выразительности, кото рые основываются не столько на тропах, сколько на изумительной меткости видения реальных подробностей. Мы помним, как в «Станции Зима» поэт, описывая летний лес, нс столько изображал ягоды, сколько вы ражал эмоциональное их восприятие. А те перь, в поэме «Откуда вы?», буквально те же самые ягоды в том же зиминском лесу изображены зримо, красочно, взгляд поэта обострился до микроскопических подроб ностей: Брусника стелется и млеет, красно светясь по сосняку, у каж дой пятнышко белеет там, где л еж ал а,— на боку. И ты увидишь, наклонившись, в логу зеленом где-нибудь, как в алой мякоти клубничной желтеют зернышки чуть-чуть. «Рукою вспомнил, что забыл часы»,— это ведь тоже не троп, а точное выражение знакомого нам всем психо физического ощу щения. Вообще, через тонко замеченные внешние, физические подробности Евтушен ко умеет передавать полную ощутимость изображенного: «Сосульку, пахнущую кры шей, он в зубы зябкие берет», «наманиюо- ренные пальчики девицы сушат врастопыр», «и сетчатый рисунок снятой марли хранил прозрачный сыр с водой в ноздрях». В стихотворении «Армия» поэт вспоми нает, как во время войны «в зиминском гос питале раненым давал концерт наш детский хор». Ситуация, знакомая по десяткам сти хов; но самостоятельная поэтическая мысль открывает истину еще с одной стороны; В тылу измученные битвами, худы, заморены, бледны, в своих пальтиш ках драны х были мы для них героями войны. Это прекрасное обобщение находится в едином крутом замесе с деталями подроб ными, откровенными, даже некрасивыми: у «хохла из Винницы халат был в пятнах киселя, и войлок сквозь клеенку выбился на черном ложе костыля». Такое слияние «вы сокого» и «низкого» создает мощное идейно художественное впечатление, когда высокие слова неминуемо рождаются из жизненной, неприкрашенной достоверности: Вот это все и было —- Армия. Все это Родину спасло. Вырабатывая свой стиль, Евтушенко, вместе с тем, активно отражает важные проблемы эпохи. И снова это идет не по логической схеме — сначала стиль, а потом его приложение к идейным задачам,— я одновременно, в тесном переплетении. Он не отказывается и от формы прямой публицистики, которой с первых стихов учился у Маяковского, особенно когда нуж на мгновенная реакция на политические со бытия:
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2