Сибирские огни, № 010 - 1971
В стихах 1955—57 гг. отчетливо видно многообразие влияний классиков и совре менников. Но это уже не школярство, как в «Разведчиках грядущего», а увлеченная пе реработка предшествующего опыта, выплав ка из него собственного стиля. Евтушенко внимательно учится у Леони да Мартынова, одного из самых своеобраз ных и виртуозно владеющих формой совре менных поэтов. В костюме и немодном и неновом,— как и всегда немодном и неновом, да, как всегда немодном и неновом,— спускается профессор в гардероб. Мартыновская форма — заколдовываю щие повторения, каждый раз на каком-то новом эмоциональном сдвиге,— здесь еще слишком откровенно использована. Но ху дожественный эффект достигается, стихот ворение исполнено пронзительной лириче ской жалости: Уходит он, сутулый, неумелый, какой-то беззащ итно-неумелыщ я бы сказал — устало-неумелый, под снегом, мягко падающим в тишь. («¡Окно выходит в белые деревья») Замедленно-повествовательная ритмика, как в неторопливом разговоре, использова на в стихотворении «Окно»: Н а здании красивом и высоком среди уже давно погасших окон окно светилось, да. одно окно, от родственных по форме отличаясь лиш ь тем, что не погашено оно. Заслуга ли. что светится оно? Что знаю я о нем? Мне неизвестна причина света этого окна. У гады вать как будто неуместно, а интересно — может быть, нелестно честит супруга верная жена? Тут все идет от Мартынова: и подчерки- ванье-повторение — «да, одно окно», и рече вые обороты человека, говорящего немного старомодно и слишком тщательно — «от родственных по форме отличаясь», «мне не известна причина света этого окна», и пере ливы рифм внутри строк — «неуместно — интересно — нелестно». В стихотворении нет тонкой философич ности Мартынова, концовка бодра, но ба нальна: «Думаю о чем-то очень важном, о чем-то очень главном для меня». Однако талантливая учеба несомненна. Евтушенко учится у Ярослава Смеляко- ва, через него воспринимая преемствен ность от свет.ювской поэзии. Смеляков близок к Светлову и постоянной привержен ностью к комсомолу, и удивительно лириче ским, личным восприятием явлений общест венных, государственных, мировых, и эшу; щением многозначительной связи деталей бытовых , с понятиями грандиозными. Но Смеляков снял вомантическую приподня тость со светловских образов: Наверно, поэтому властно На много запомнились лет Кисель тот отчаянно красный И красный, как флаг, винегрет. Тут есть светловское мироощущение, только обращенное на такие реальности бы та, о которых герои с ветлова говорили только с иронией, впрочем, даже в этом случае сохраняя романтичность: Ты блуж дал по равнине Меню,— Там в широкой ее полутьме П ротекает ручей Консоме Там в пещере незримо живет М олчаливая тварь Антрекот. Евтушенко склонен к смеляковскому строю образов. Он умеет придать грозную значительность обыденнейшим вещам, кото рые сами по себе никакой значительности не имеют. Не зря мы в спорах этих сипнем, не зря насмешками мы сыплем, не зря стаканы с бледным сидром стоят в соседстве с хлебом ситным и баклажанною икрой! В этом перечислении бедного студенче ского меню действительно есть пафос. Для современного читателя, не приемлющего внешнюю патетику, такой поэтический взгляд очень близок и действен. Обостренное сострадание Смелякова к своим героиням («Целую сморщенную руку, что белой рученькой была», «Сквозь эти женские лопа гы, как сквозь шпицрутены, бреду») оказало сильное влияние на твор чество Евтушенко: «Там продавщица с за витками хилыми руками неумелыми и ми лыми мне шею обернула сантиметром... И жалость, понимаете вы, жалость к ее усталым чистеньким рукам, к халатику и хилым завиткам». О лифтерше Маше • поэт говорит: «И сколько в ней жалкой забитости и жен ской кричащей забытости». Но если Смеляков самим психологиче ским движением образа вызывает у читате ля определенные чувства, то ученик пока вынужден прибегать к подсказке: «И жа лость, понимаете вы, жалость»,— внушает он читателю,— «Жалкая забитость». Не минул молодой поэт и влияния Бло ка. Избавляясь от неуклюжести, жесткости языка и ритмики своих юношеских произ ведений, он вырабатывает изящество, му зыкальность стиха, используя блоковский строй образов: Все затемненно — поле, струи, и мост, и силуэт креста, и мокрое мерцанье сбруи, и всплески белые хвоста. Он идет от Блока, противопоставляя окружающей пошлости красоту: Я глядел на летящие линии. . Рядом громко играли в «козла», но тяж елая белая лилия из волос ее черных росла Шум и смех пораженной компанийки: «Ишь ты —лилия — чудеса!» А на синем ее купальнике бились алые паруса. После поисков любви, после растерян ности перед первой встречей с ней, выражен
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2