Сибирские огни, № 010 - 1971
К Р И Т И К А И Б И Б Л И О Г Р А Ф И Я Анатолий НИКУЛЬКОВ „Р о с си я , ты м еня уч и л а . . .“ (Очерк творчества Евгения Евтушенко) «И ДУМАЛ я о подлинном и ложном» Первая книжка Евгения Евтушенко «Раз ведчики грядущего» вышла в 1952 году, когда поэту было девятнадцать лет. Самое раннее стихотворение в ней датировано 1948 годом — «Пьяный порог», в котором звучит обычная юношеская Тема преодоле ния, упорства: Ну, так что же, друзья, пора! Пусть, вгрызаясь в гранитные лбы, разъяренная Ангара подымается на дыбы. В цикле, посвященном Маяковскому, за метен еще первый класс поэтической учебЫ: «Солнечность лет явится, сбудется, с нами поэт работает, трудится». Образ мира пока предстает в виде светлых, мажорных, но расплывчатых пятен, он лишен подробно стей, вещности. Маленький жизненный опыт, вошедший в первую книгу,— типичный опыт советского школьника, чье детство прошло в годы вой ны и познало общенародное счастье Побе ды. Станция Зима-'на Транссибирской ма гистрали, в Иркутской области, у слияния рек Зима и Ока,— вот место, где родился поэт в 1933 году. Глубь Сибири, таежная, морозная, одно слово — Зима! Бабушка, старая коммунистка, мать, комсомолка двадцатых годов, дядья, рабо чие люди,— вот круг семейных влияний с первых лет жизни. Из Зимы в 1944 году он с матерью переехал в Москву, здесь уже заканчивал школу, начинал первые стихи, поступал в Литературный институт. Вскоре после первой книжки возникает в новых стихах тема любви,— именно тема, еще не сама любовь. При чтении этих стихов невольно вспоминается вряд ли известное поэту в ту пору изречение блаженного Ав густина, средневекового теолога: «Я еще не любил никого. Но я любил любовь. И любя любовь, искал, кого бы полюбить». Одно стихотворение так и называется: «Ищи лю бовь». В другом — чуть ли не буквально повторяется монах: «И вновь надо всем поднималось одно, чего тебе очень уже не хватало, чего ты не мог еще знать все рав но. Хотелось любви». В 1954 году Евтушенко пишет стихотво рение: «Ты большая в любви. Ты смелая». После двух лет поисков любви появляется она сама. Но первый опыт не совпал с чис тым, трепетным юношеским ожиданием, и вот прорывается растерянность: «Ты боль шая в любви. Ты смелая. Я же робок на каждом шагу». Любимая «спокойна», она требует: «Ну,-так что же ты? Ну, неси ме ня!»— «А куда я тебя понесу?» — этим вопросом, обращенным скорее к себе, чем к женщине, заканчивается стихотворение. «Пришло без спросу. С толку сбило»,— такое начало других стихов того же времени может сбить с толку и читателя, наблюдав шего настойчивые поиски любви (где уж тут «без спросу»!). Но в том-то и дело, что к юноше пришли не те чувства, которые он предугадывал: внезапная свобода отноше ний, их упрощенность по сравнению с мечта ниями, с поэтическим таинством любви. «Припав ко мне, рукой моею счастливо гладишь ты себя». Этими стихами справед ливо возмущались критики, находя в них ка кое-то пошлое самодовольство. Действитель но, тут уже нет растерянности, а есть согла сие и с таким непредугаданным вариантом любовных связей. Безусловно, в самой заданности поисков уже таилась опасность нравственных иска жений, но, вероятно, нельзя сбрасывать со- счетов и нарушенное войной демографиче ское соотношение мужчин и женщин, кото рое, конечно, отразилось на жизни общества и на первом житейском опыте тогдашних двадцатилетних парней. Это не было всеобъ емлющим опытом целого поколения, но Ев тушенко избрал тот весьма распространен ный после войны вариант, который оказался
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2