Сибирские огни, № 010 - 1971
лась. Третьеклассникам предстояло расши рить круг — написать сочинение «Где мы живем». И начертить топографический план любимых мест в поселке и в окрестностях. Дело посложнее. Но за сочинение Тайса Прокофьевна была спокойна: недаром она «разгуливала» с ребятами. Интересно, спра вятся ли с планом? Беспокойство за учени ков уступило место профессиональной заин тересованности. Ученый, определенно, начинал ей нра виться. Его задания, рассчитанные на сообра зительность и общее развитие учеников, яв но импонировали ей. Но что же получается у ребят? Комарова снова решила взглянуть на сам процесс работы. Подошла к послед ней парте. Сережа, смешливый и вертлявый мальчишка, старательно размечал на своем плане тропинки. Одна пунктирная ниточка протянулась от дома к школе, другая побе жала к лесу. Лес у него — это пять елочек и белка. Почему вдруг белка? Может быть, за приметил одну и ходит подкармливать? Но вая тропинка повела Сережу к реке. Он на рисовал там крошечного человечка с удоч кой. У домика, обозначенного буквами «РМ» (ремонтные мастерские), такого же человечка Сергей усадил на трактор. Все понятно. Вот только расстояние Сергей не соразмерил. До реки получилось ближе, чем до мастерских... Ребятам задание понравилось. Увлек лись и не обращают внимание на приезжего. Да он им и не страшен. На вечерах «Надо подумать» бывали у них задания и позако выристей. Хорошее настроение Тайсы Прокофьевны передалось ребятам и всем домашним. Муж заметил: — Что-то ты вся светишься, будто праздник у тебя? — Праздник не праздник, а приятно, что человек тонко разбирается в наших учитель ских делах. Возраст немолодой, а голова светлая. Знаешь, там где я, можно сказать, на ощупь шла, он уже вехи расставил: и мой замысел разглядел и новую мысль под бросил. О проблемах методики говорить с ним просто удовольствие. Он не отвлеченно толкует, а применительно к сельской школе. Он говорит еще, что если издать мои поу рочные планы, план работы предметных кружков по математике и русскому языку, то получилось бы хорошее пособие для учи телей. — Умный, видать, человек. И молочко любит,— одобрила гостя бабушка. Через несколько дней стал ученый подво дить итоги. Прямо в классе он разобрал несколько сочинений. Тайса Прокофьевна села за последнюю парту. Москвич теперь поглядывал весело. Не жаль ему было зат раченного времени. — Порадовали вы меня, ребята. Молод цы! Написали вы много разных сочинений, и я должен сказать, что все — отличные. Нет ни одного слабого. Вы писали о разных вещах. Одни рассказывали о них, интерес но фантазируя, другие — по-деловому. Это важное качество в жизни — говорить ясно, просто и точно. Вот послушайте, как один из вас написал про обычную картошку: «Картошку привезли из Америки. Снача ла люди не знали, что ее нужно варить, и они ели ее сырой. А сейчас люди ее жарят, варят, в суп кладут. Они дают картофель и в пищу животным: коровам, поросятам. Когда картошка вырастет плохая, то лю дям кажется, что они без картошки жить не могут. А когда картошка вырастет круп ная, люди говорят: «Вот у нас выросла но вая еда». — Хорошо, не правд? ли? Просто и точ но. Но я говорил уже. что есть сочинения, написанные в другом стиле. Их авторы фан тазируют: что произойдет с предметом, ес ли попадет он в необыкновенные условия. Многие очень интересно написали. Один мальчик придумал сказку о гом. как жила на свете электрическая лампочка и ее друг — ток. Ученый прочитал эту сказку. Потом еще одну работу и еще. Вместе с ребятами отметил наиболее удачные. Занятия он за кончил так: — В своих сочинениях вы рассказывали о многих профессиях, но мне особенно пон равилось вот это сичинение Послушайте, и вы догадаетесь, почему мне оно понравилось. «Мне очень хочется стать учителем. Учи тель — это почти самая главная профессия. Почему — главная? Потому, что учитель дает людям знания. И в Советском Союзе и в других странах есть учителя. Но в Совет ском Союзе их больше, чем в других стра нах. В нашей стране нелепо быть неграмот ным. Учитель мне очень нравится. Его спо койствие. Он всегда спокоен. Вот только не знаю, сбудется ли моя мечта?». — Я уверен, что мечта автора сбудется. Иначе и быть не может, потому что у вас замечательная учительница. Я знаю, вы ее очень любите, но когда подрастете и буде те учиться дальше, еще больше оцените ее. Хорошо, что Тайса Прокофьевна к этому времени вышла из класса. При ней, возмож но, ученый и не стал бы говорить таких слов. Они смутили бы учительницу. А ска зать доброе слово о ней ребятам ему очень хотелось. 5 — По моим подсчетам, Тайса Прокофь евна, вот с этими выходит у тебя круглое число — четыреста писем за два месяца! Неужто на все ответишь? — полюбопыт ствовал почтальон. А как не ответить? Ведь большинство адресатов — сельские учителя. Знает Комаро ва, как трудно учителю, когда он один, когда до ближайшего методического каби нета — километры. . Конечно, пишут не одни учителя. «Уважаемая Тайса Прокофьевна! Прочел в газете о Вашей работе и сразу подумал: вот бы на... з колхоз такую учительницу!
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2