Сибирские огни, № 010 - 1971

Камешек, к Тайсе Прокофьевне. Может, что присов^ует. — Да что ты, мама: так все, кого она учила, пойдут к ней со своими несчастьями. — А кто добро другим раздает, у того оно не убывает. Съезди, а? И вот, как много лет назад, знакомой тропинкой идет Нина к школе. Березовая роща все та же, только на месте школы-из­ бы стоит теперь просторный белый дом. По громким голосам Нина поняла: попала удач­ но — перемена. Тайса Прокофьевна встретила гостью с радостью, отвела в маленькую комнату, велела «саморазвлекаться» до конца пос­ леднего урока. Ну, а потом подсела побли­ же: «Что случилось, агроном?». Слушать Тайса Прокофьевна умеет, не перебивая, не задавая вопросов. А выслу­ шав, посоветовала, надо Нине попробовать учительской доли. В селе, где живет Нина, нужна учительница — это Тайса Прокофь­ евна знает т тчно. — Попробуй. Должно у тебя получить­ ся. Ты же упорная. — А вдруг не получится? Да и кто меня в школу примет? — Думаю, примут. Но придется тебе сна­ чала погостить у меня. На уроки походишь, посмотришь, как готовлюсь к занятиям, га­ ма дашь несколько уроков. Надо втягивать­ ся. — Да, а потом-то за десять километров от вас работать. — Люди в космос летают, а мы с тобой будем десять километров за расстояние счи­ тать. Завтра первый урок — математика. Пойдем-ка, пообедаем да и займемся... Пройдет несколько лет, и учительница Нина Александровна, закончившая теперь педагогическое училище, скажет: — Если бы не Тайса Прокофьевна, ни­ когда не получился бы из меня педагог, это уж я точно знаю. Сколько раз овладевало отчаяние: на уроках нервничала, дома пла­ кала от бессилия. Тайса Прокофьевна успо­ каивала и заставляла по нескольку раз пе­ реписывать планы уроков. Училище я заоч­ но кончала. Но зато очным был для меня университет Комаровой. Благодаря ей обре­ ла радость нового труда, да и здоровье по­ правилось. Правда, теперь, «совращенная» в педагогику, я уже не смогу уйти от нее. Она — мое поле... 4 Через березовую рощу, по тропинке, про­ топтанной в снегу, идет приезжий к школе. От легкого морозца, как ему кажется, снег выскрипывает есенинские строчки: И стоит береза В сонной тишине, И горят снежинки В золотом огне... Тихое зимнее великолепие рождает в нем, горожанине, какое-то странное предчув­ ствие «чуда». Оно должно совершиться сейчас, сию минуту. Он поднимается на крыльцо, толкает дверь... и замирает: музы­ ка Чайковского! Чуть приглушенная, она льется в коридор будто из самого сказоч­ ного утра. У дверей класса замечает учительницу. Она удивленно смотрит на незнакомца. — Вы к нам? Проходите, пожалуйста! — А у вас что? Музыкальное занятие? — спрашивает гость шепотом, боясь нарушить очарование утра и музыки. — Нет, что вы: ребята пишут сочинение: «Утро сегодняшнего дня». — А музыка? — Трудно сказать сразу... Пожалуй, для эмоционального настроя. — Что это? Отступление от методиче­ ских указаний? А может, находка, подчер­ кивающая, что указания эти частенько от­ стают? При этих словах незнакомца Тайса Про­ кофьевна даже растерялась: видать, началь­ ство какое-то. А он, как ни в чем не быва­ ло, продолжал: — Я из Москвы, из Академии педаго­ гических наук. — Из самой Москвы? Далеконько,— только и нашлась Тайса Прокофьевна. «Гостевая география» в семье Комаро­ вых известна: едут из соседних сел и сосед­ них районов, иногда из Новосибирска. С тех пор, как стала руководить Тайса Прокофь­ евна в районе школой передового опыта учителей, наезды стали особенно часты. Квартировать гости располагаются в доме Тайсы Прокофьевны. В семье к лишним хло­ потам притерпелись. Принимают радушно. О бабушке в этом смысле и говорить не при­ ходится. Словом, гостями не испугаешь, но вот из Москвы — впервые... На другой день пришел ученый на урок. Ни Тайса Прокофьевна, ни ребята не зна­ ли, какую работу он предложит. Гость во­ шел в класс и сказал: — Сейчас, ребята, вы будете писать со­ чинение. Каждый из вас напишет об одном из предметов, которые окружают вас здесь, в классе. Вот ты, девочка, о чем хотела бы написать? — Я?— девочка встала.— Буду писать о ручке. Книга, пенал, линейка, лампочка, порт­ фель — Все предметы в классе вмиг были «разобраны». Тайсе Прокофьевне понравилось, что уче­ ный решил начать с главного — проверить самостоятельность мышления ребят, образ­ ность их восприятия. Значит, гость одобря­ ет, хотя бы в основе, ее принцип обучения. Учительница медленно прошлась по ря­ дам между партами. Остановилась около Светланы. Девочка закончила свой рассказ о простой ученической линейке и уже рисо­ вала ее в тетради. Таково было задание — не только рассказать о предмете, но и нари­ совать его. «Не плохо, — отметила про се­ бя Тайса Прокофьевна,— пропорции соблю­ дены, деления четкие. Главное схвачено»... На следующий день проверка продолжа­ ем

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2