Сибирские огни, № 010 - 1971

— Нет, лучше к нам! Вторая группа заприметила березу, сломленную еще летней грозой. Но дерево не упало, его поддержали ветви соседних берез. — Знаете, как назвали? — торопится бойкая девчушка.— «Прощанье с подруга­ ми»... Методисту уже известно, что урок-экс­ курсия продолжится на следующий день: каждый ученик напишет сочинение-миниа­ тюру о своей лесной картине. Знает она и то, что эти ребячьи зарисовки, порой несколько строк, Тайсе Прокофьевне осо­ бенно дороги- в них ребята раскрывают самих себя, свое восприятие. Ведь пишут они лишь о том, что взволновало. Чувство заставляет работать мысль. Тогда прочи­ танное и услышанное — стихи и проза — все всплывает в воображении. ...Через несколько дней, когда Дарья Дмитриевна уезжала из Красного Камеш­ ка, она не обращала внимания на ухабис­ тую дорогу, мысленно рассказывая учи­ телям об этом опыте. Начнет она, пожа­ луй, так: — К открытию особой, можно сказать, педагогической силы эмоционального воз­ действия, его значимости для развития способностей ребят Комарова подошла по­ степенно, И все же нужно было какое-то особое чутье мастера, чтобы не только ощу­ тить, но и осознать, активно использовать то, что В. А. Сухомлииский назвал «эмо­ циональным пробуждением разума». Когда много лет спустя после своего открытия Тайса Прокофьевна познакомилась с рабо­ тами этого замечательного советского педа­ гога, она нашла в них мысли, созвучные ее собственным: «Не зубрежка, а бьющая клю­ чом интеллектуальная жизнь, протекающая в мире игры, сказки, красоты, музыки, фан­ тазии, творчества,— таким будет обучение моих питомцев...» Для Комаровой все это было связано еще с поиском самой методики обучения. Можно иметь самые благие намерения — как их осуществить? Как научить ребят в самом обычном видеть нечто необычное, видеть красоту простого, суметь подчерк­ нуть ее, суметь выразить мысли и чувства? Тут не помогут одни объяснения. Нет, творческое начало должно получить разви­ тие в действии. А действием этим можно управлять. Очень осторожно, внимательно и обязательно увлекая ребят... Только-только научатся малыши склады­ вать из слогов слова, а Комарова уже предлагает им писать сочинения. Первые пробы не приносили, правда, особой радо­ сти: «Мамка моя управляется в доме хо­ рошо. Вчерась стиралась». Такой стилисти­ кой не похвастаешь, конечно. Но в конце концов проба показывает, насколько важ­ но продолжать работу. Надо вместе с ре­ бятами послушать шум дождя, полюбо­ ваться причудливостью облаков, поискать определения увиденному, услышанному... Именно так и начала свой рассказ Дарья Дмитриевна в районном центре. Пе­ дагоги удивлялись, но не очень верили. Одна из молодых учительниц даже разоби­ делась: «Послушать методиста, так нам всем переучиваться надо!» Она же и предложила организовать по­ ход в Красный Камешек. Сказано — сделано. На следующий день они всю дорогу в лицах представляли, как выведут на чистую воду методиста, а заод­ но и «образцово-показательную» учительни­ цу: сами не первый год в школе работают, каждый день уроки дают, их красивыми словами не удивишь Оттого, наверное, что настроение у них было веселое, даже игривое, ввалились они в маленькую школу с шумом и смехом. Мало сказать, что Комарова была удивле­ на нашествием, она прямо-таки растеря­ лась. Эта первая часть встречи прошла в полном соответствии с разыгранным по до­ роге спектаклем Узнав, наконец, зачем гости пожаловали, Тайса Прокофьевна только руками всплеснула: — Вот-те раз! Да я сама ко многим из вас на уроки езжу. У меня если и быва­ ют учителя, так только из соседних сел. Яв­ но какое-то недоразумение! Откровенное признание Комаровой обе­ зоружило гостей. А после первого «показа­ тельного» урока, проведенного без подго­ товки, без расчета на посторонних, недове­ рие коллег как рукой сияло. «Заводила» первой принялась списывать задачи из са­ модельного задачника и попросила разъяс­ нить принцип работы с перфокартами. Прощались приезжие совсем не по «сце­ нарию»—и в гости'звали и сами напраши­ вались... Что ни говори: гости эти были хотя и незваные, да свой брат — учителя. Другое дело — комиссия... Она была пугающе представительной и приехала неожиданно. Раньше инспектор заглядывал в поселок разве что попутно, а тут сразу: заведующий районо, директор, завуч и учителя средней школы — той са­ мой, где ребятишки из Красною Камешка продолжают учиться... Приехала комиссия,, разместилась по-хозяйски: «Показывай. Ко­ марова, своих выпускников». Какие там выпускники — одно название. У педагогов и за восьмиклассников душа болит, когда переходят они в полную сред­ нюю школу и уезжают в другое село или в райцентр, а тут всего-навсего третьеклаш­ ки. Вот они устроились за парт зми, решают задачи и знать, наверное, не знают, как тревожится за них Тайса Прокофьевна. Во всяком случае, на «посторонних» ника­ кого внимания не обращают. Это чорошо. Нет, значит, в них той скован мости, кото­ рая мешает работе, той излишней стесни­ тельности, которая лишает дара речи и «отшибает» память на экзаменах... Впро­ чем, про экзамен ребята даже не догады­ ваются. Им о нем не сказано. Да и не для них он. Экзамен держит их учительница. Накануне вечером, когда позвонили из.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2