Сибирские огни, № 010 - 1971
— Нет, лучше к нам! Вторая группа заприметила березу, сломленную еще летней грозой. Но дерево не упало, его поддержали ветви соседних берез. — Знаете, как назвали? — торопится бойкая девчушка.— «Прощанье с подруга ми»... Методисту уже известно, что урок-экс курсия продолжится на следующий день: каждый ученик напишет сочинение-миниа тюру о своей лесной картине. Знает она и то, что эти ребячьи зарисовки, порой несколько строк, Тайсе Прокофьевне осо бенно дороги- в них ребята раскрывают самих себя, свое восприятие. Ведь пишут они лишь о том, что взволновало. Чувство заставляет работать мысль. Тогда прочи танное и услышанное — стихи и проза — все всплывает в воображении. ...Через несколько дней, когда Дарья Дмитриевна уезжала из Красного Камеш ка, она не обращала внимания на ухабис тую дорогу, мысленно рассказывая учи телям об этом опыте. Начнет она, пожа луй, так: — К открытию особой, можно сказать, педагогической силы эмоционального воз действия, его значимости для развития способностей ребят Комарова подошла по степенно, И все же нужно было какое-то особое чутье мастера, чтобы не только ощу тить, но и осознать, активно использовать то, что В. А. Сухомлииский назвал «эмо циональным пробуждением разума». Когда много лет спустя после своего открытия Тайса Прокофьевна познакомилась с рабо тами этого замечательного советского педа гога, она нашла в них мысли, созвучные ее собственным: «Не зубрежка, а бьющая клю чом интеллектуальная жизнь, протекающая в мире игры, сказки, красоты, музыки, фан тазии, творчества,— таким будет обучение моих питомцев...» Для Комаровой все это было связано еще с поиском самой методики обучения. Можно иметь самые благие намерения — как их осуществить? Как научить ребят в самом обычном видеть нечто необычное, видеть красоту простого, суметь подчерк нуть ее, суметь выразить мысли и чувства? Тут не помогут одни объяснения. Нет, творческое начало должно получить разви тие в действии. А действием этим можно управлять. Очень осторожно, внимательно и обязательно увлекая ребят... Только-только научатся малыши склады вать из слогов слова, а Комарова уже предлагает им писать сочинения. Первые пробы не приносили, правда, особой радо сти: «Мамка моя управляется в доме хо рошо. Вчерась стиралась». Такой стилисти кой не похвастаешь, конечно. Но в конце концов проба показывает, насколько важ но продолжать работу. Надо вместе с ре бятами послушать шум дождя, полюбо ваться причудливостью облаков, поискать определения увиденному, услышанному... Именно так и начала свой рассказ Дарья Дмитриевна в районном центре. Пе дагоги удивлялись, но не очень верили. Одна из молодых учительниц даже разоби делась: «Послушать методиста, так нам всем переучиваться надо!» Она же и предложила организовать по ход в Красный Камешек. Сказано — сделано. На следующий день они всю дорогу в лицах представляли, как выведут на чистую воду методиста, а заод но и «образцово-показательную» учительни цу: сами не первый год в школе работают, каждый день уроки дают, их красивыми словами не удивишь Оттого, наверное, что настроение у них было веселое, даже игривое, ввалились они в маленькую школу с шумом и смехом. Мало сказать, что Комарова была удивле на нашествием, она прямо-таки растеря лась. Эта первая часть встречи прошла в полном соответствии с разыгранным по до роге спектаклем Узнав, наконец, зачем гости пожаловали, Тайса Прокофьевна только руками всплеснула: — Вот-те раз! Да я сама ко многим из вас на уроки езжу. У меня если и быва ют учителя, так только из соседних сел. Яв но какое-то недоразумение! Откровенное признание Комаровой обе зоружило гостей. А после первого «показа тельного» урока, проведенного без подго товки, без расчета на посторонних, недове рие коллег как рукой сияло. «Заводила» первой принялась списывать задачи из са модельного задачника и попросила разъяс нить принцип работы с перфокартами. Прощались приезжие совсем не по «сце нарию»—и в гости'звали и сами напраши вались... Что ни говори: гости эти были хотя и незваные, да свой брат — учителя. Другое дело — комиссия... Она была пугающе представительной и приехала неожиданно. Раньше инспектор заглядывал в поселок разве что попутно, а тут сразу: заведующий районо, директор, завуч и учителя средней школы — той са мой, где ребятишки из Красною Камешка продолжают учиться... Приехала комиссия,, разместилась по-хозяйски: «Показывай. Ко марова, своих выпускников». Какие там выпускники — одно название. У педагогов и за восьмиклассников душа болит, когда переходят они в полную сред нюю школу и уезжают в другое село или в райцентр, а тут всего-навсего третьеклаш ки. Вот они устроились за парт зми, решают задачи и знать, наверное, не знают, как тревожится за них Тайса Прокофьевна. Во всяком случае, на «посторонних» ника кого внимания не обращают. Это чорошо. Нет, значит, в них той скован мости, кото рая мешает работе, той излишней стесни тельности, которая лишает дара речи и «отшибает» память на экзаменах... Впро чем, про экзамен ребята даже не догады ваются. Им о нем не сказано. Да и не для них он. Экзамен держит их учительница. Накануне вечером, когда позвонили из.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2