Сибирские огни, № 010 - 1971

шее значение для активизации процесса познания, чем для выявления подготовлен­ ности учеников. Опросить и поставить оценку— это же не самоцель. Я вам чест­ но скажу: малышам я вовсе не ставлю двоек. Маленького человека лучше лиш­ ний раз похвалить за какое-нибудь его до­ стижение. А когда двойка по ответу на­ прашивается— это звонок учителю: он упу­ стил что-то, и ученик не усвоил материал. Надо быстрее помочь. Окрик, двойка, угро­ за — все это скоропортящиеся меры. К ним ученик может привыкнуть. Тогда пиши про­ пало— пришло равнодушие и к успехам и к неуспехам потерян интерес к знаниям... Вот я и считаю, что важнее всего постоян­ но увлекать учеников, раскрывать им их собственные возможности. Уже несколько дней гостит Дарья Дми­ триевна в Красном Камешке и все пытает­ ся вникнуть, в секреты преподавания Кома­ ровой. Она ухватила главное: методика Комаровой — это новое. С ней связано многое из того, что обязательно войдет в школы, что изменит само обучение. За­ глянуть в будущее всегда интересно. И по вечерам, попивая чай с настоем полевых ягод, Дарья Дмитриевна все рас­ спрашивает учительницу о деталях того или иного приема в обучении. — Запланирован у меня на завтра урок в лесу. Пойдемте со мной,— предлагает Тайса Прокофьевна.— Вам сразу многое станет ясным Наутро с шумом и смехом, совсем как первоклашки, а не солидные третьеклассни­ ки, бегут ребята наперегонки к лесу. Класс разделен на три группы. Сейчас они не ученики, а «художники»: каждой груп­ пе предстош отыскать свою «картину», дать .ей название и описать так, чтобы и с закры­ тыми глазами можно было ее представить. Но сначала задание общее для всех, свое­ образная разминка- надо просто осмот­ реться вокрсг н увидеть приметы осени. — Помните, какой яркой была зелень весной, как потемнела она летом. А теперь? Какие теперь появились оттенки? Заметить нозый оттенок в листве, быст­ рее всех сообщить о нем учительнице — интересно ребятам. Идет своеобразное со­ ревнование в наблюдательности, в поиске верного сравнения, нужного слова. Отве­ чают все сразу, наперебой. Это не страш но. Порядок устанавливается сам, когда исчерпаны сравнения, когда надо уточнять, отбирать лучшее. — Так Присмотритесь теперь к муравь­ ям. Взгляните, как резво они бегают. Но что они тащат !1 Травинки, чтобы укрыть свой дом. Не к зиме ли они готовятся? Дарья Дмитриевна сказала просто­ душно- — Ну, и везет вам: такое место попа­ лось, словно специально для вашего рас­ сказа Здесь каждая травинка, каждая бу­ кашка — иллюстрация — Да ведь а, прежде чем ребят на это место вести, сама раз десять здесь по­ бывала,— созналась Tanca Прокофьевна.— Сейчас, самое главное для меня- что же понравится здесь ребятам? Очень хочется, чтобы увидели здесь го, чего и я не заме­ тила. Помните у Корчака: «Мыслей у де­ тей не меньше, они не беднее и не хуже, чем у взрослых, только они другие. В на­ шем представлении образы линялые, чувст­ ва тусклые, словно покрытые пылью. А де­ ти думают сердцем...» Методиста увлек этот необычный урок в лесу. Причина этому пожалуй, не только- яркий осенний день и буйство красок. Ре­ бячья радость невольно передалась и взрос­ лым. А школяры уже разбежались в раз­ ные стороны, отыскивая каждый свою «ле­ сную картину». Дарье Дмитриевне видна уже только одна девчушка. Она отстала ото всех и не торопясь идет по поляне — наклоняется чуть ли не над каждым цветком, а срывает не всякий. Дарье Дмитриевне припомнились дру­ гая школа, другая учительница. Был такой же осенний день, учительница вошла в- класс, поставила на стол цветы и объяс­ нила: — Сегодня, ребята, вы будете писать сочинение «Осенний букет». Он, правда, уже чуточку завял — по нему вчера в третьем «б» писали — но ничего: он теперь еще больше напоминает об осени... Вот так. Букет на стол-— и конец делу. Ни один инспектор, проверяя сочине­ ния, не придерется все, что положено по> плану, педагог выполнил. Ее ученики «отпи­ сали» все темы. И не тревожит ее, что, мо­ жет быть, каждое из таких занятий не толь­ ко ничего не дает ученикам, оно их обкра­ дывает, делает глухими к прекрасному. Попова представила, как возмутилась бы Тайса Прокофьевна, предложи ей кто-ни­ будь использовать «метод завядшего буке­ та»... Ребячьи голоса возвращают мысли к се­ годняшнему уроку. — Смотри, ящерка какая — вся зеле­ ная... — Не трогай ее, она красивая! — Ребята, сколько здесь груздей!.. При этом восклицании Дарья Дмитриев­ на переглядывается ? Таисой Прокофьев­ ной, обе смеются: вчера за вечерним чаем бабушка вздыхала: — Дни-то какие золотые стоят — люд» грузди из леса ведрами носят. Всей семь- еи враз поити — сколь бы можно собрать! А вам все недосуг... Необычный урок подходит к концу. Ре­ бята готовы предложить свои «картины». — Идите к нам,—прибегает за учитель­ ницей рыжий парнишка,— Мы покажем «лесную тайну». После солнечной поляны из полумрака чаши, в которую увлекает посланец, тянет сыростью. Еще несколько шагов — и путь преграждает густой, колючий кустарник, по­ зади него видны корявые корни, выворочен­ ного пня Они поросли бурым мхом.„ — А теперь к нам идите!

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2