Сибирские огни, № 010 - 1971

торых ошибка не была случайной. С ни­ ми предстоит дополнительное занятие. Очень короткое. Пока дела не запущены, легко поправить. В педагогике многие мнят себя специ­ алистами уже на том основании, что са­ ми когда-то учились, а теперь вот и дети в школу бегают. Такой «специалист» рас­ суждает примерно так: «Русский язык... Какая тут трудность для учителя? Давай побольше диктантов, и будут ребята гра­ мотными». Что ж, тренировки нужны. Но люби­ тельская стратегия, основанная на «по­ больше» или «поменьше», еще никогда не приводила к успеху. Надо точно знать, какому ученику какой именно раздел и в какой мере следует усилить. Тайса Про­ кофьевна учит русскому языку, исходя из «запинок» ребят. По сути дела, она осу­ ществляет индивидуальное обучение каж­ дого, работая сразу со всем классом. — Ученики часто путают именитель­ ный падеж с винительным, дательный — с предложным,— делится своими мыслями Комарова.— Ребятам порой трудно «с хо­ ду» определить и склонение. Нужна тре­ нировка Обычное повторение им кажется слишком скучным. Другое дело — игра, она всегда включает элемент соревнования. Даю им карточки: кто быстрее найдет вер­ ный ответ? Карточки эти сделаны опять-таки самой Комаровой. Но на сей раз она затратила на них ровно столько времени, сколько требуется, чтобы отмыть эмульсию с ши­ роких негативных пленок, выпрошенных в городских фотографиях. Теперь для того, чтобы проверить, как ученики усвоили, скажем, окончание существительных, учи­ тельница раздаст эти пленки: накрывай ею упражнение в учебнике и дописывай окон­ чание слов. Через две минуты учителю видны результаты. Есть у Тайсы Прокофьевны и другие «помощники» — это специальные тематиче­ ские альбомы, простенькие макеты. Они особенно нужны на уроках математики. С их помощью и отвлеченные понятия об­ ретают конкретный образ: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». На­ до поэтому постоянно искать возмож­ ность, чтобы «включить в работу глаза». Делу помогает, конечно, не только бо­ гатый дидактический материал, но и по­ стоянная работа над развитием индивиду­ альных способностей ребят. Хотя в усло­ виях малокомплектней школы это не просто. 2 Дарья Дмитриевна Попова, заведую­ щая кабинетом начальных классов Ново­ сибирского института усовершенствования учителей, сама когда-то начинала в мало­ комплектной. Лет с той поры прошло не­ мало. Менялись учебники, программы, ме­ нялись названия оценок и сроки обучения, но неизменной оставалась проблема учите­ ля такой школы — он по-прежнему один. — Он все так же — сам себе директор, завуч и даже инспектор,— любит повторять Дарья Дмитриевна.— Это не то, что в боль­ шой учительской: зашел на перемене и об­ судил с коллегой, как лучше раскрыть се­ годня на уроке трудную тему. А здесь ку­ да пойдешь, с кем посоветуешься? Все это верно. Справедливо и то, что успех в работе учителя малокомплектной школы в большей мере зависит от его доб­ росовестности. Раз пришел на урок не под­ готовившись — «Сойдет, никто не прове­ рит», в другой раз начал занятия с опоз­ данием — «Ничего страшного, домашние де­ ла были», и пойдет послабление за послаб­ лением, постепенно научишься кривить ду­ шой. Таких, с «искривлениями», Дарье Дми­ триевне не раз приходилось встречать. Но не о них сегодня речь — о том, что любит она забираться в «глубинки», помогать учи­ телям, отыскивать среди них особо талант­ ливых и увлеченных. Так было у нее и с Ко­ маровой. «Открытию» Комаровой помог случай. Приехав как-то в Сузунский район, Дарья Дмитриевна много дней колесила по се­ лам, пока, наконец, не побывала на уроках в третьем классе Бобровской школы. Вела их молодая учительница и вела необычно — ярко, содержательно, Дарья Дмитриевна сразу же обратила на это внимание. После занятий спросила: -— Кто научил вас в такой манере стро­ ить урок? — Комарова. Я у нее раньше работала в малокомплектной. Знаете, я до сих пор с Таисой Прокофьевной советуюсь Из Новосибирска уже звонили: срок командировки истек, пора возвращаться. Попова просила еще несколько дней, но ей отказали: надо готовить семинар. Остава­ лось только одно — «святая ложь». — Не выехать мне сейчас, дорогу раз­ везло,— на ходу придумала Дарья Дмитри­ евна причину и в тот же день отправи­ лась в Красный Камешек. В маленькой школе в глаза бросились необыкновенная чистота и аккуратность. Опытный глаз отметил каталоги у книж­ ных полок, многочисленные альбомы, ко­ торые используются на уроках, специаль­ ный ящик с ячейками, где уготовано место каждому из двухсот учебных диафиль­ мов, собранных учительницей. Это прият­ но, но методиста этим не удивишь. Попо­ ва не спешила с выводами. Главное — уро­ ки, на них до конца раскрывается педагог. Занятия Тайсы Прокофьевны с клас­ сом — это непринужденная беседа. Объяс­ нение нового и опрос чередуются в той удивительно точно найденной мере, кото­ рая поддерживает постоянный интерес и заставляет работать активно, напряженно. — Понимаете,— говорила потом Тайса Прокофьевна,— опрос имеет гораздо боль

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2