Сибирские огни, № 010 - 1971
обычных методов преподавания. Очень не просто. Уровень математической «хватки» у каждого из ребят разный. Некоторым еще трудно дается арифметика. Как же позна комить'их'с элементами алгебры? Но Та- аса Прокофьевна уже уяснила для себя лпавную особенность преподавания по-но- зому: никакой зубрежки. Ибо зубрежка ве дет к запоминанию отдельных, разрознен ных фактов, а тут надо развивать в ребя тах воображение, научить рассуждать, мыслить. Важно, чтобы ребята не пыта- /шсь угадывать, а искали и находили решение задачи. Находить решение... Каким образом? Нельзя ли найти схему графического анализа задач без указания в ней величин? ■Своего рода алгоритм? Вот тогда-то и лег- «а на ребячьи парты первая, самостоя тельно разработанная, перфокарта по са мому сложному вопросу арифметики — диализу решения задач. Алгоритм, перфокарта... Не права ли Юрина мама? Все не так, как «было заве дено» ...Вечером — обещанная Юриной маме беседа. — Я что-то забыла, Мария Петров на,— спрашивает учительница — телевизор у вас есть? — Как не быть, не беднее других в де ревне,— отвечает, а сама думает, наверное: «Ишь, зубы мне заговаривает». Нет, Тайса Прокофьевна и не пытается увести разговор в сторону, она к тому клонит, что в наше время дети получа ют знания не только в школе и не только эт родителей. Надо это учитывать... — Вы слышали, конечно, Мария Пе тровна, разговоры о том, что некоторым «не дается» русский язык? Правила зуб рят, зубрят, а начнут писать — сплошные ошибки? Я уверена: все могут писать гра мотно, надо только не вызубривать, а по нять правила. Вот эти карточки помогут ребятам. Учительница взяла из папки несколько самодельных конвертов. На каждом из них было что-то написано, в каждом — либо маленькие «окошечки», либо длин ные прорези. — Вот видите, в такой конверт ученик вставляет листок и, не переписывая все го предложения, дописывает в «окошеч ках» окончания слов, или ставят нужный вопрос к слову. Это и ребятам и мне проще. Я прохожу по рядам, смотрю, что записано в «окошечках», и сразу вижу, кто не понял правила и делает ошибки. Задания меняются и карточки меняются. Все конверты с разными вырезами. — Вы что же, все это сами клеите и вырезаете? — Юрина мама еще с недове рием смотрит на учительницу, но с почте нием — на гору загадочных конвертов. — Для занятий по математике сдела ны подобные же карточки. Вот эти квад ратики, соединенные стрелочками, помогут ученикам увидеть последовательность ре шения, а какие цифры подставить — надо ребятам сообразить самим... Долго продолжался разговор их в тот вечер. Кончился он тем, что Юрина мама, поняв, как видно, что все это для пользы ребят, сказала прощаясь; — Ты уж, Тайса Прокофьевна, не оби жайся... Обижаться учительнице некогда; к зав трашним урокам еще надо сделать оче редную серию перфокарт для граммати ческого разбора. С ними легче будет за ставить «шевелить извилинами» сразу весь класс, ускорить опрос. Обычно спрашивают: «Вы все поняли, ребята?» — «Все!» — отвечает хор голосов. Кто тут признается, что отстал от других. Хор создает ложное впечатление благопо лучия. Перфокарты же сразу посылают сигналы тревоги, обнаруживая пробелы: Вова не понял вот это, Коля — вот то. В перфокартах Тайса Прокофьевна уви дела совершенно новую возможность ра ботать отдельно с каждым учеником и, не задерживая остальных, подтягивать отста ющих. — Это самое важное,— уверена Тай са Прокофьевна Комарова,— Стоит ре бенку что-то не понять, отстать — и он сразу, теряет уверенность, ищет какой-то выход. Чаще всего стремится списать у товарища. С перфокартой же другое де ло: она дает, ученику персональное зада ние, и если оно оказывается непосильным, учитель поймет — почему. И поможет. Ведь помочь найти себя каждому учени ку — это и значит решить извечную пробле му неуспевающих! Перфокарты, конечно, не самоцель. Они всего лишь помощники педагога. Но прежде чем сослужат они свою службу, учителю придется потратить на их изго товление многие часы. Часы, которые не будут отмечены ни в какой ведомости. Труд оплатится только глубокими знаниями учащихся. ...Вприпрыжку Галка вбегает в класс и сразу — к стенду. На нем выведено: «Наши ошибки». Галка достает из карма шка на стенде какие-то листочки, переби рает их и, увидев на одном свою фами лию, берет себе. Оказывается, во вче рашнем диктанте она неправильно пере несла слово. Как так! Да она сейчас до кажет Тайсе Прокофьевне, что это неча янно. Через минуту уже все слова, которые были написаны на листочке, Галка разде лила по слогам, — Вот умница! Я так и думала, что у тебя ошибка случайно получилась,— вместе с девочкой радуется Тайса Прокофьевна. Каждый, кто сделал во вчерашнем дик танте хотя бы одну ошибку, нашел в кармашке стенда свое персональное зада ние. Каждый попытался одолеть его. И большинству это удалось. Но не всем, учительница увидела, что для неко
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2