Сибирские огни, № 010 - 1971

обычных методов преподавания. Очень не просто. Уровень математической «хватки» у каждого из ребят разный. Некоторым еще трудно дается арифметика. Как же позна­ комить'их'с элементами алгебры? Но Та- аса Прокофьевна уже уяснила для себя лпавную особенность преподавания по-но- зому: никакой зубрежки. Ибо зубрежка ве­ дет к запоминанию отдельных, разрознен­ ных фактов, а тут надо развивать в ребя­ тах воображение, научить рассуждать, мыслить. Важно, чтобы ребята не пыта- /шсь угадывать, а искали и находили решение задачи. Находить решение... Каким образом? Нельзя ли найти схему графического анализа задач без указания в ней величин? ■Своего рода алгоритм? Вот тогда-то и лег- «а на ребячьи парты первая, самостоя­ тельно разработанная, перфокарта по са­ мому сложному вопросу арифметики — диализу решения задач. Алгоритм, перфокарта... Не права ли Юрина мама? Все не так, как «было заве­ дено» ...Вечером — обещанная Юриной маме беседа. — Я что-то забыла, Мария Петров­ на,— спрашивает учительница — телевизор у вас есть? — Как не быть, не беднее других в де­ ревне,— отвечает, а сама думает, наверное: «Ишь, зубы мне заговаривает». Нет, Тайса Прокофьевна и не пытается увести разговор в сторону, она к тому клонит, что в наше время дети получа­ ют знания не только в школе и не только эт родителей. Надо это учитывать... — Вы слышали, конечно, Мария Пе­ тровна, разговоры о том, что некоторым «не дается» русский язык? Правила зуб­ рят, зубрят, а начнут писать — сплошные ошибки? Я уверена: все могут писать гра­ мотно, надо только не вызубривать, а по­ нять правила. Вот эти карточки помогут ребятам. Учительница взяла из папки несколько самодельных конвертов. На каждом из них было что-то написано, в каждом — либо маленькие «окошечки», либо длин­ ные прорези. — Вот видите, в такой конверт ученик вставляет листок и, не переписывая все­ го предложения, дописывает в «окошеч­ ках» окончания слов, или ставят нужный вопрос к слову. Это и ребятам и мне проще. Я прохожу по рядам, смотрю, что записано в «окошечках», и сразу вижу, кто не понял правила и делает ошибки. Задания меняются и карточки меняются. Все конверты с разными вырезами. — Вы что же, все это сами клеите и вырезаете? — Юрина мама еще с недове­ рием смотрит на учительницу, но с почте­ нием — на гору загадочных конвертов. — Для занятий по математике сдела­ ны подобные же карточки. Вот эти квад­ ратики, соединенные стрелочками, помогут ученикам увидеть последовательность ре­ шения, а какие цифры подставить — надо ребятам сообразить самим... Долго продолжался разговор их в тот вечер. Кончился он тем, что Юрина мама, поняв, как видно, что все это для пользы ребят, сказала прощаясь; — Ты уж, Тайса Прокофьевна, не оби­ жайся... Обижаться учительнице некогда; к зав­ трашним урокам еще надо сделать оче­ редную серию перфокарт для граммати­ ческого разбора. С ними легче будет за­ ставить «шевелить извилинами» сразу весь класс, ускорить опрос. Обычно спрашивают: «Вы все поняли, ребята?» — «Все!» — отвечает хор голосов. Кто тут признается, что отстал от других. Хор создает ложное впечатление благопо­ лучия. Перфокарты же сразу посылают сигналы тревоги, обнаруживая пробелы: Вова не понял вот это, Коля — вот то. В перфокартах Тайса Прокофьевна уви­ дела совершенно новую возможность ра­ ботать отдельно с каждым учеником и, не задерживая остальных, подтягивать отста­ ющих. — Это самое важное,— уверена Тай­ са Прокофьевна Комарова,— Стоит ре­ бенку что-то не понять, отстать — и он сразу, теряет уверенность, ищет какой-то выход. Чаще всего стремится списать у товарища. С перфокартой же другое де­ ло: она дает, ученику персональное зада­ ние, и если оно оказывается непосильным, учитель поймет — почему. И поможет. Ведь помочь найти себя каждому учени­ ку — это и значит решить извечную пробле­ му неуспевающих! Перфокарты, конечно, не самоцель. Они всего лишь помощники педагога. Но прежде чем сослужат они свою службу, учителю придется потратить на их изго­ товление многие часы. Часы, которые не будут отмечены ни в какой ведомости. Труд оплатится только глубокими знаниями учащихся. ...Вприпрыжку Галка вбегает в класс и сразу — к стенду. На нем выведено: «Наши ошибки». Галка достает из карма­ шка на стенде какие-то листочки, переби­ рает их и, увидев на одном свою фами­ лию, берет себе. Оказывается, во вче­ рашнем диктанте она неправильно пере­ несла слово. Как так! Да она сейчас до­ кажет Тайсе Прокофьевне, что это неча­ янно. Через минуту уже все слова, которые были написаны на листочке, Галка разде­ лила по слогам, — Вот умница! Я так и думала, что у тебя ошибка случайно получилась,— вместе с девочкой радуется Тайса Прокофьевна. Каждый, кто сделал во вчерашнем дик­ танте хотя бы одну ошибку, нашел в кармашке стенда свое персональное зада­ ние. Каждый попытался одолеть его. И большинству это удалось. Но не всем, учительница увидела, что для неко

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2