Сибирские огни, № 010 - 1971
mш тщ т Людмила ЕВЛАДОВА До Красного Камешка много верст На селе народ уважительный, а с ней, с учительницей, все на «ты» и за глаза гово рят: «наша Тайса Прокофьевна». По дере венским меркам, можно сказать,— высшая оценка, безоговорочное признание человека ... И вдруг — снова «Вы». — Гневайтесь на меня, Тайса Прокофьев на, или не гневайтесь, а только ребятишек вы совсем запутали. Ничего они у вас не по нимают. Смотрю я вчера, мой Юрка садится арифметику решать, а сам в клетчатой те тради вместо цифр буквы пишет. «Ты что это,— спрашиваю,— букву с буквой склады ваешь?» А он мне: «Почем я знаю? Веле но, вот и складываю!..» Нет уж, зря голову задалбливать первоклашкам нечего. Учите их, как раньше было заведено... Что тут ответить? На долю Юриной ма мы выпала трудная судьба. Ей и семилет ки кончить не довелось. Но можно бы объяснить женщине, почему сын ее «буквы складывает». Вот только почему он сам не объяснил? — Не волнуйтесь за мальчика,— ответи ла.— Он способный и хорошо усваивает арифметику. Мы еще поговорим с вами, приходите ко мне вечером. А сейчас, прости те, мне на уроки. Учительница произнесла все это какой- то несвойственной ей скороговоркой, слов но оправдываясь. Может быть, она и вправ ду что-то не так делает^* Юра — парниш ка любознательный, новые знания схваты вает, можно сказать, на лету. И еше отли чается внутренней собранностью, пока не осилит задачу— не отвлечется. Пусть хоть в кино позовут. Меньше всего Тайса Про кофьевна ожидала, что Юрина мама будет недовольна успехами сына. Может, быть, и правда в малокомплект- яой школе, когда занимаешься одновремен но с двумя классами, экспериментировать не стоит? Но ведь она отлично знает, что тра диционная методика начального обучения уже давно не удовлетворяла лучших педа гогов, а, главное, перестала соответство вать современному развитию ребенка. Понс» нового был необходим. Поиск этот начали городские учителя. Может быть, не стойле ввязываться в него учительнице далекой сельской школы’ А кто же докажет тогда, что деревенские ребятишки тож« способны осилить программу повышенно го уровня трудности? ...Первым согласился на эксперимент заведующий районо. Он даже расщедрил ся- отдал ей несколько редких пособий * детскую энциклопедию — все десять то мов... После разговора с Юриной мамов пришла Тайса Прокофьевна в школу рас строенная. Распахнула дверь в класс, по дождала, пока стихнет ребячий гомон. — Займемся сейчас математикой. К до ске пойдет Юра. И вот мальчишка старательно выводит «А+ В = С», «Б + А = С». — Объясни нам, Юра, что ты нап» сал? — Тайса Прокофьевна замечает вдруг, что голос выдает ее волнение. Но Юр» этого не чувствует. Он сосредоточен, да в не умеет он еще различать скрытых ин тонаций. Повернувшись к учительниц» и шмыгнув носом, парнишка частит бойко: — Я записал переместительный зако» сложения в алгебраическом виде. Учительница задает новый вопрос, за тем еще и еще. Юра отвечает четко и ос мысленно. И, наконец, самый трудный — не для ученика, для учительницы — во прос: — Юра, отвечаешь ты правильно и хо рошо. Молодец! Но почему вчера ты ска зал маме, что не понимаешь, зачем на» буквенная запись. Глаза мальчика округлились. Вроде бь ничего такого он не говорил. — A-а... Так она мне решать мешала. Ее, говорит, так не учили... Отлегло на душе, но тревога не ушла. Уж очень это не просто — отрешиться от
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2