Сибирские огни, № 010 - 1971

mш тщ т Людмила ЕВЛАДОВА До Красного Камешка много верст На селе народ уважительный, а с ней, с учительницей, все на «ты» и за глаза гово­ рят: «наша Тайса Прокофьевна». По дере­ венским меркам, можно сказать,— высшая оценка, безоговорочное признание человека ... И вдруг — снова «Вы». — Гневайтесь на меня, Тайса Прокофьев­ на, или не гневайтесь, а только ребятишек вы совсем запутали. Ничего они у вас не по­ нимают. Смотрю я вчера, мой Юрка садится арифметику решать, а сам в клетчатой те­ тради вместо цифр буквы пишет. «Ты что это,— спрашиваю,— букву с буквой склады­ ваешь?» А он мне: «Почем я знаю? Веле­ но, вот и складываю!..» Нет уж, зря голову задалбливать первоклашкам нечего. Учите их, как раньше было заведено... Что тут ответить? На долю Юриной ма­ мы выпала трудная судьба. Ей и семилет­ ки кончить не довелось. Но можно бы объяснить женщине, почему сын ее «буквы складывает». Вот только почему он сам не объяснил? — Не волнуйтесь за мальчика,— ответи­ ла.— Он способный и хорошо усваивает арифметику. Мы еще поговорим с вами, приходите ко мне вечером. А сейчас, прости­ те, мне на уроки. Учительница произнесла все это какой- то несвойственной ей скороговоркой, слов­ но оправдываясь. Может быть, она и вправ­ ду что-то не так делает^* Юра — парниш­ ка любознательный, новые знания схваты­ вает, можно сказать, на лету. И еше отли­ чается внутренней собранностью, пока не осилит задачу— не отвлечется. Пусть хоть в кино позовут. Меньше всего Тайса Про­ кофьевна ожидала, что Юрина мама будет недовольна успехами сына. Может, быть, и правда в малокомплект- яой школе, когда занимаешься одновремен­ но с двумя классами, экспериментировать не стоит? Но ведь она отлично знает, что тра­ диционная методика начального обучения уже давно не удовлетворяла лучших педа­ гогов, а, главное, перестала соответство­ вать современному развитию ребенка. Понс» нового был необходим. Поиск этот начали городские учителя. Может быть, не стойле ввязываться в него учительнице далекой сельской школы’ А кто же докажет тогда, что деревенские ребятишки тож« способны осилить программу повышенно­ го уровня трудности? ...Первым согласился на эксперимент заведующий районо. Он даже расщедрил ся- отдал ей несколько редких пособий * детскую энциклопедию — все десять то мов... После разговора с Юриной мамов пришла Тайса Прокофьевна в школу рас строенная. Распахнула дверь в класс, по­ дождала, пока стихнет ребячий гомон. — Займемся сейчас математикой. К до­ ске пойдет Юра. И вот мальчишка старательно выводит «А+ В = С», «Б + А = С». — Объясни нам, Юра, что ты нап» сал? — Тайса Прокофьевна замечает вдруг, что голос выдает ее волнение. Но Юр» этого не чувствует. Он сосредоточен, да в не умеет он еще различать скрытых ин тонаций. Повернувшись к учительниц» и шмыгнув носом, парнишка частит бойко: — Я записал переместительный зако» сложения в алгебраическом виде. Учительница задает новый вопрос, за тем еще и еще. Юра отвечает четко и ос­ мысленно. И, наконец, самый трудный — не для ученика, для учительницы — во­ прос: — Юра, отвечаешь ты правильно и хо рошо. Молодец! Но почему вчера ты ска­ зал маме, что не понимаешь, зачем на» буквенная запись. Глаза мальчика округлились. Вроде бь ничего такого он не говорил. — A-а... Так она мне решать мешала. Ее, говорит, так не учили... Отлегло на душе, но тревога не ушла. Уж очень это не просто — отрешиться от

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2