Сибирские огни, № 09, 1971
верно?..» — «Н-да...— раздумчиво сказал участковый». Вот так необоримое чувство взрывает ра ционалистический мир. Странно, боязно, жал ко Степана, несчастную немую, которую ни как не оторвать было от брата. Но разве так не бывает? И писатель все должен увидеть, понять, обо всем рассказать! Шукшин пока зывает много чудаков, изображает их раз думчиво. Вот, например, Митька Ермаков, на зло очкарикам-туристам (он уверен, что книги силы не дают, очки дольше очкарика не уто нут), ни с того, ни с сего раздевается, ныря ет в подмерзающий уже Байкал и плывет. Очкарикам же и пришлось нырять за ним вслед, спасать, откачивать. Но к вечеру, в магазине, Митька разыграл еще один фарс с продавщицей, безобидный, правда, зато бессмысленный, как всякое хулиганство. Макар-почтальон, мужик немолодой, знал одну страсть: поучать людей, давать непро шеные ехидные советы —и в семейных де лах, и по работе, и как на собраниях высту пать, чтобы людей крепче ущемить и страх им внушить («Мне бы в большом масштабе советы давать, у меня бы вышло»,— говари вал он деду Кузьме). Не унимался человек, хотя его не раз не очень вежливо выпрова живали вон. Но эти советы, которые людям были отравой, были для непрошеного со ветчика то ли отрадой, то ли исполнением долга, то ли повседневной работой. В вос кресенье он отдыхал: ничего не советовал, но и к своему личному хозяйству рук не при кладывал — он своего рода бессребреник. Еще одного человека, ветфельдшера, уча стковый вел в сельсовет, чтобы составить акт за ночную стрельбу. А это был салют иск реннего поклонника науки в честь первой в мире пересадки сердца человеку в Кейп тауне. Понадобилось время, чтобы чудака поняли. Участковый спросил было: «А чего вы-то салютовать кинулись? Ведь это не по вашей части победа-то, вы же — ветеринар. Не кобыле же сердце-то пересадили?» —«Не смеете так , говорить!» — закричал вдруг фельдшер. И покраснел. И отвел глаза от участкового. Помолчал и тихо и горько так спросил: — «Зачем вы так?» — «У нас таких звали контуженными пыльным меш ком из-за угла»,— беззлобно сказал о нем участковый». И, оказалось, примерно то же самое подумала много лет назад жена фельд шера. И ушла. И взяла с собой дочку... Столяр Андрей Ярин — трогательный по читатель науки. Жене он объявил, что поте рял получку — и принял за это все муки, и работал потом безотказно в полторы смены. А все для того, чтобы тайком купить микро скоп, который он выдал дома за премию. С сыном-пятиклассником они упоенно рас сматривали через микроскоп, как «микробы» пьют воду, пожирают друг друга. Отец авто ритетно рассуждал, насколько микробы уко рачивают жизнь. Заметно стало, что смирен ный, забитый Ярин обнаружил в себе давно забытое достоинство главы дома. Но один сослуживец разоблачил происхождение «пре мии», и бедный Ярин сброшен был с облаков,- куда его занесло уважение к науке, в самые тартарары семейного ада, где и местечка не найдется самоуважению. И в завершение этой портретной галере» чудаков, изображенных Шукшиным (я не всех перебрал, там есть даже Чудик, давший свое имя новелле), еще один характер, я бы сказал, актерский. Бронька Пупков, так и не простивший судьбе, что носит чужое, непо- нятное имя Бронислав, на своем веку много- скандалил, дрался, и его нешуточно бивали,- Сегодня он — мужик в годах, отличный охот ник, только временами на него «находит». Он подряжается к приезжим из города охот никам в проводники, а напоследок, переда расставаньем, устраивает спектакль, расска-- зывает отработанную в деталях детектив-- нейшую историю про то —не более и не ме1- нее,—как на фронте ему дали спецпоруче ние: проникнуть в бункер Гитлера, казнить главного фашиста. Прохождение спецподго товки («он подписку давал, раньше чем через 50 лет подробности не рассказывать!») вос принимается как обычная «травля» в кубри ке. Старшина, приставленный к будущему герою, ему сапоги стаскивал, опохмеляться портвейн носил и т. д. Но дальше шла пря мо-таки пародийная сценка из «документаль ной» повести о разведчиках. Герой проника ет-таки в штабной бункер, видит Гитлера.... «—А теперь умойся своей кровью, гад тьг ползучий! —это уже душераздирающий крик. Броньки в лицо Гитлеру. Потом гробовая ти шина. И шепот, торопливый, почти невнят ный:—Я стрелил...—Бронька роняет голову на грудь, долго молча плачет, оскалился, скрипит здоровыми зубами, мотает безутеш но головой. Поднимает голову —лицо в сле зах. И опять-таки, очень тихо, с ужасом про износит: — Я промахнулся!» И ведь переживает актер. И знает, что по деревне разнесется слух: «Бронька опять рас сказывал про «покушение», и не избежать ему оскорблений, и самому оскорблять,, драться. «—Я счас пойду в сельсовет,— кричит на- него истошно жена,— пусть они засудят те бя, дурака, пусть вызовут. Ведь тебя, дурака- беспалого, засудят когда-нибудь! За искаже ние истории...» Бронька по-ученому ответил- было, что не имеют права, это не печатная* работа, но сорвался, жене пригрозил такими* словами: «—Миль пардон, мадам... счас ведь, врежу!..» Не настаивая на точном определении жан ра каждой из новелл Шукшина, обратимся* к тому ценному, что они вносят в художест венное исследование деревни. Пожалуй,, в «Земляках», именно в очерке «Из детских- лет Ивана Потапова», отмеченного печатью- автобиографичности, видишь меньше всего- черт новой деревни. Это, впрочем, естествен но для устоявшегося жанра воспоминаний о деревенском детстве; кроме того, описыва ются в нем давние предвоенные и военные годы. Но для понимания последующей жиз ненной позиции автора мне хотелось бы от метить две-три детали этого очерка; Уже-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2