Сибирские огни, № 09, 1971

¿>ти три странички, на которых уместил­ ся спор с «кандидатами», заслуживают спе­ циального филологического анализа. Глеб собрал повсюду вершки знаний, да и не знаний, в сущности,— к ним наш честолю­ бец равнодушен,— а ходовых, штампован­ ных выражений, почерпнутых в газетах, в брошюрах, из различных проработочных материалов. Он сравнительно редко оши­ бается в терминах, обнаруживает неплохую логическую способность и густо замешива­ ет все обрывки знаний на демагогии,’ так что Невежество, на взгляд неискушенных свидетелей, прямо-таки припирает к стенке саму Истину. — Ну как насчет первичности? Духа или материи? — Глеб бросает перчатку кан­ дидату.—А как философия сейчас опреде­ ляет понятие невесомости, одного из эле­ ментов природы, открытого, недавно? И как определит это явление натурфилософия, а как стратегическая философия? И кандидату не помогает ни отрицание какой-то стратегической философии, ни по­ пытка уточнить предмет разговора. Из уст Глеба сыплются «авторитетные слова» про диалектику природы, про проблему шама­ низма на Крайнем Севере, про то, что Лу­ на —дело р у к р а з у м а , что она, быть может, лежит на искусственной орбите, а внутри живут разумные существа... Так вот, если эти существа вылезут нам на­ встречу, где у ученых расчеты естествен­ ных траекторий,— напирает деревенский оппонент. И как всегда, в спорах с город­ скими интеллигентами, которых он оглушил наборами искаженных понятий, на Глеба вдруг находило вдохновение: он взмывал вверх и оттуда, с высоты, ударял по про­ тивнику. На этот раз его подстегнула улыб­ ка, которой кандидат обменялся с женой. И нашло... Он и «господином кандидатом» назвал Журавлева. И про то упомянул, что кандидатство не костюм, который покупа­ ют раз и навсегда. И не следует забывать, что поток информации распространяется теперь равномерно. И мы тоже немножко «микитим». И газеты читаем, и книги, слу­ чается, почитываем. И телевизор тоже смотрим. И можете себе представить, не приходим в бурный восторг ни от КВН, ни от кабачка «13 стульев». Спросите — поче­ му? Потому что там тоже самонадеянность: ничего, мол, съедят... И кандидату следует почаще на землю спускаться, чтобы падать не было больно, чтобы в дураках не остать­ ся... Скромнее надо быть, товарищ, подго- товленнее, когда выезжаете на этот самый народ, в деревню. Поскромнее... И со сло­ вами: «Приятно провести отпуск... среди народа!» — победитель, не торопясь, вышел из избы. Из этой новеллы вовсе не следует де­ лать вывод, что автор будто бы увидел в деревне недоверие, вражду, зависть к уче­ ным горожанам. Скорее напротив, он пока­ зал, что наука, знание пользуются в дерев­ не небывалым уважением, обладают прямо- таки гипнотической силой. Об этом расска­ зано еще и в прелестной новелле про жад­ ного старика, который каждый раз, полу­ чив пенсию, выпивает, а потом несколько дней жестоко мучается. В избе у него по­ стоялец, восьмиклассник Юрка, из соседней деревни, где одинокая мать тянет еще трех малых детей. Дед варит себе пищу отдель­ но. По скупости парнишке ничем не помо­ гает, но любит порасспрашивать о науке (собственные дети у него в городе, за это он их презирает). С похмелья дед ведет разговоры с юным энтузиастом науки, ко­ торый твердо знает, что пусть голодом, а десятилетку окончит и поучится на сти­ пендию в медицинском все шесть лет. Юр­ ка говорит о науке с жаром, с пылом мо­ лодости, своими собственными словами, да так говорит, что даже черствого старика, не верившего в пользу книг, однажды про­ шибло. «—Да вот же они, во-от! —Юрка опять показал на книги.—Люди на себе проверя­ ли. А знаешь, когда академик Павлов по­ мирал, то он созвал студентов и стал им диктовать, как он помирает. — Как это? — Так. Вот, говорит, сейчас у меня холо­ деют ноги — записывайте. Они записывали. Потом руки отнялись. Он говорит: «Руки от­ нялись». Пишут. Потом сердце стало оста­ навливаться, он говорит: «Пишите». Они плакали и писали.—У Юрки у самого защи­ пало глаза от слез. На старика рассказ тоже произвел силь­ ное действие — он даже Юрке шматок сала из погреба принес.—На, ноешь хлеба с са­ лом, а то загнесся загодя, со своими акаде^ миками... пока их изучишь всех». Проходят через книгу Шукшина разные люди, в разные часы жизни. Один старик за­ тевает на склоне лет сватовство, другой уми­ рает трезво, старухе наказывает как жить, и видит ее, смертуху, за секунду перед тем, как испустить дух. У шофера отняли права, перевели в свинарник, но он — гордый, по­ дается на стройку и только мать жалеет всей душой, хотя говорит ей грубоватые сло­ ва. Вернулся в деревню из тюрьмы Степан, отбарабанивший без малого пять лет. Отец с сыном встретились, переминаются с ноги на ногу, и слов, кажется, нет, а любовью и радостью сердца наполнены. А тут увидела брата немая сестра, любит его, радуется, ее мычанье убедительней целой речи. В избе собралась родня, соседи, сверстники. Степан рассказывает о тюремной жизни, о труде — все только хорошее, и всем радостно, что сын в семью, в село вернулся. Участковый отзывает Степана с вечеринки во двор.—«Да ты сдурел, парень? Сбежал за три месяца до срока!» Никак не может участковый успо­ коиться. Таких дураков он еще ни разу не встречал.— «Так зачем ты это сделал-то? Сбежал-то?» —«А вот —пройтись разок, со­ скучился, сны замучили».— «Так ведь три ме­ сяца оставалось! — почти закричал участко­ вый.—А теперь еще пару лет накинут!» — «Ничего... Я теперь подкрепился. Теперь можно сидеть... Хорошо у нас весной.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2