Сибирские огни, № 09, 1971
КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ в . КАНТОРОВИЧ Новые типы , новый словарь, новые отношения {О рассказах В. Шукшина) Василий Шукшин в равной мере, пожа луй, принадлежит сегодня литературе и ки но. В каждом из этих двух видов искусст ва он выступает в нескольких «жанрах». Мы знаем его как кинорежиссера, актера и сценариста. В литературе же он —автор рассказов, очерков, сценариев, а также еще и фольклорист. Сюжеты, с которыми мы познакомились в рассказах, вновь оживают в кинолентах. Вероятно, стоило бы под вергнуть исследованию язык Шукшина — прозаика и кинематографиста. Наверно, этот перевод произведений с одного языка на другой дается Шукшину с меньшими усилиями, чем любому другому литерато ру, участвующему в экранизации собствен ных произведений. Впрочем, с кем, как со поставить Шукшина? Ведь почти каждый литератор-сценарист выступает в содруже стве с режиссером, тогда как Шукшин един во всех трех лицах — рассказчика, сценариста и режиссера. Развитие этой те мы мне не по силам, т. к. с кинематографом я знаком лишь как зритель. И все же бе русь утверждать, что в рассказах и в филь мах Шукшина мы встречаемся с одной и той же творческой личностью. Если бы речь шла о мировоззрении, о круге ценностей, которые исповедует автор, в этом не было бы ничего примечательного. Но в творчест ве Шукшина мы наблюдаем, что и у г о л з р е н и я на действительность (жанр) у ли тератора и кинематографиста не меняется. У него главенствует одна забота: изобра зить «картины жизни», прочертить в них психологические бытовые линии, а не «про изводственные» ситуации. Помогает решить эту задачу м н о ж е с т в о разных персо нажей-характеров, выведенных на сцену с их прямой речью, которая раскрывает тип мышления, присущий им. Эти характеры интересны и сами по себе, но главную функцию они выполняют в р я д у других персонажей. Вся эта галерея типов помога ет создать обобщенный образ того социаль ного слоя, к которому принадлежат почти все персонажи Шукшина. Какой же это слой? Пожалуй, не дерев ня «вообще», а та ее часть, которая больше затронута городской культурой и представ ляет собой питательную среду для мигра ции из деревни на стройку, в ближние рай центры, в малые города. Должно быть, не случайно героями Шукшина чаще других становятся деревенские шоферы (они' насе лили и его фильмы), та, новая на селе, про фессия, к которой уже с самого начала не возможно было применить слова Маркса об «идиотизме деревенской жизни». Итак, мы привыкли видеть на страницах произведений Шукшина жителей деревни, малых городов. Среди них нет интеллиген тов — по должности. Уместно припомнить по этому поводу высказывание Василия Шукшина в сборнике «Культура чувств» (1968). Оно пояснит, что понимает Шукшин под «интеллигентностью» и почему так вни мательно вглядывается в нравственную жизнь своих, затронутых индустриализаци ей крестьян. «Интеллигентный человек,—пишет Шук шин,— явление редкое. Это —неспокойная совесть, ум, полное отсутствие голоса, ког да требуется —для созвучия — «подпеть» могучему басу сильного мира сего, горький разлад с самим собой из-за проклятого вопроса «Что есть правда?»... И сострада ние судьбе народа. Неизбежное, мучитель ное... Если все это в одном человеке — он интеллигент. Но и это не все. Интеллигент знает, что интеллигентность не самоцель». На разговорной речи персонажей, а так же на авторском тексте, когда их думы из лагаются методом несобственной прямой
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2