Сибирские огни, № 09, 1971
феле издательства новых поэтических сбор ников, посвященных военно-патриотической теме, которая остается одной из насущных тем современности. Думаю, что таких сбор ников немного, если и вовсе нет. И это заставляет серьезно задуматься. Молодые поэты видимо, благодаря особен ностям своей биографии, проходят мимо сол датской жизни и учебы, но для большинст- ва-то молодых людей военная служба по- прежнему не отменена. Рыбочкиг пишет о ней в доброй старой традиции, возвышая образ солдата, стре мясь пробудить в своем читателе любовь к армейской службе, гордость званием сол дата, уважение перед подвигом. Поэма «Огонь» прямо адресована юному поколе нию, которому предстоит стать в армейский строй. Нужны ли такие стихи сегодня? Очень нужны. Одно дело —стихи военных лет, другое —стихи о повседневной армей ской жизни, о том, что эта жизнь требует от человека всех его сил, готовности к под вигу и требует подвиг а. Мы разучились поэ тизировать эту жизнь, что в свое время блестяще делала поэзия 30-годов и этим дей ственно помогала воспитанию сознания во инского долга. Ан. Рыбочкин делает это в пределах воз можностей своего скромного и сердечного дарования. Не все в его книге ровно, но об щее впечатление —она не оставляет тебя равнодушным к тому, чем волнуемо сердце поэта. Неоднократно перечитав рукопись, я утвердился в этом мнении. И потому счи таю, что книгу Рыбочкина стоит издать. Расположение стихов в сборнике мне не представляется удачным. Я понимаю, что поэт хотел показать читателю, что его вол нует не только армейская тема, которая по чему-то считается вгсростепенной, а и темы сегодняшней мирной жизни и, так сказать, «общие» темы жизненного поведения, и по тому открыл книгу соответствующими сти хами. Но как раз эти стихи менее всего при мечательны. Читаешь первое стихотворение «Огни горят дорожные» и ничего кроме вер ных, но сотни раз перепетых мыслей в нем не вьгчитьгваешо. Или «Не удивляюсь ниче му...» —довольно равнодушное перечисле ние удивительных явлений сегодняшнего дня с очень «оригинальной» концовкой: «Я удив ляюсь: почему не удивляемся при этом». Да, ведь поэт додумался, в чем причина, а не просто констатировал общеизвестный факт. Эти и подобные им стихи никак не распола гают в пользу автора В них автор стано вится подчас косноязычен или впадает в слащавость. Стихотворение «В Хинганском ущелье» кончается так: Настанет час — А м ур свое возьмет, И этот час уж е не за горами. Подразумевается, что и на Амуре будет плотина, как и на Ангаре. Но ведь это не Амур возьмет свое, а человек возьмет свое над Амуром. Амурским пейзажем автор ни как не подвел и выводу, что старик Амур соскучился по труду. Возможен, конечно, и такой поворот образа, но поворота-то в стихотворении и нет, есть только вывод, вы текающий не из образа, а из предвидения, хотения автора. «Встреча с океаном» начи нается совсем невразумительно: «Впервые мне открылся океан еще задолго до самой стихии». Попробуйте понять это! Не вызвал у меня восторга ни назидательный «Ста рый грузчик», ни глубокомысленный «Же лудь». Я не хочу сказать, что все стихи о сегод няшнем дне плохи, среди них есть и такое неплохое, окрашенное юморком, стихотво рение, как «Пароход», и красиво-звучное «У озера Ханка» (кстати, не выпадающее из основной темы творчества Рыбочкина), и не дурное «К скульптуре пограничника», кото рое будет совсем хорошим и динамичным, если автор оставит в нем только вторую и третью строфу (надпись должна быть удар ной, а не водянистой). Я только хочу ска зать Рыбочкину, что он напрасно тащит наи более слабые стихи в начало книги и за блуждается, полагая, что они более совре менны, чем стихи армейские. А иногда не мешает поступиться и неплохими стихами ради целостности впечатления од книги. Не надо называть сборник вычурным «Листья в багрянце». Почему мы стали бояться прямоты и искать какие-то псевдо интригующие названия, по которым никак не догадаешься, написал ли книгу бравый сол дат или оставшаяся в девичестве сорока летняя поэтесса? И неужели автор не уло вил того комизма, который возникает из сопоставления заглаьия с эпиграфом, кото рый, может быть не слишком гладко, но очень точно выражает идею, пафос творче ства Рыбочкина. Бы ть нуж ным Родине — закон И дом, и цель, и путь почетный,— Бы ть нужным, как один патрон С другими — в ленте пулеметной. (Здесь только очень пустое слово «один», его как-то хотелось бы избежать. А мысль- то прекрасная и образ найден точный). Я и открывал бы сборник стихотворени ем «Слово солдата», и название ему дал бы соответствующее, вроде «Огонь» или «На огневом рубеже», «Солдаты выверяют даль номеры» или чте-то в этом роде. Лукавое название только раздражит читателя: он бу дет думать, что ему предлагают насладить ся пейзажем Борисова-Мусатева, ан перед ним Греков. А Стихи А. Рыбочкина нуждаются в редак тировании. Он нередко бывает многословен, прозаичен, питает склонность к назидатель ным, или т. н. «обобщающим», концовкам. Например, в стихотворений «Письмо без марки» последняя строфа явно излишняя. Не надо везде и по каждому поводу упо треблять такие слова. Поэма «Огонь» мне понравилась. Не так- то легко написать о подвиге, совершенном в будничной обстановке жизни мирной армии. А сколько таких подвигов в жизни, и, право
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2