Сибирские огни, № 09, 1971

феле издательства новых поэтических сбор­ ников, посвященных военно-патриотической теме, которая остается одной из насущных тем современности. Думаю, что таких сбор­ ников немного, если и вовсе нет. И это заставляет серьезно задуматься. Молодые поэты видимо, благодаря особен­ ностям своей биографии, проходят мимо сол­ датской жизни и учебы, но для большинст- ва-то молодых людей военная служба по- прежнему не отменена. Рыбочкиг пишет о ней в доброй старой традиции, возвышая образ солдата, стре­ мясь пробудить в своем читателе любовь к армейской службе, гордость званием сол­ дата, уважение перед подвигом. Поэма «Огонь» прямо адресована юному поколе­ нию, которому предстоит стать в армейский строй. Нужны ли такие стихи сегодня? Очень нужны. Одно дело —стихи военных лет, другое —стихи о повседневной армей­ ской жизни, о том, что эта жизнь требует от человека всех его сил, готовности к под­ вигу и требует подвиг а. Мы разучились поэ­ тизировать эту жизнь, что в свое время блестяще делала поэзия 30-годов и этим дей­ ственно помогала воспитанию сознания во­ инского долга. Ан. Рыбочкин делает это в пределах воз­ можностей своего скромного и сердечного дарования. Не все в его книге ровно, но об­ щее впечатление —она не оставляет тебя равнодушным к тому, чем волнуемо сердце поэта. Неоднократно перечитав рукопись, я утвердился в этом мнении. И потому счи­ таю, что книгу Рыбочкина стоит издать. Расположение стихов в сборнике мне не представляется удачным. Я понимаю, что поэт хотел показать читателю, что его вол­ нует не только армейская тема, которая по­ чему-то считается вгсростепенной, а и темы сегодняшней мирной жизни и, так сказать, «общие» темы жизненного поведения, и по­ тому открыл книгу соответствующими сти­ хами. Но как раз эти стихи менее всего при­ мечательны. Читаешь первое стихотворение «Огни горят дорожные» и ничего кроме вер­ ных, но сотни раз перепетых мыслей в нем не вьгчитьгваешо. Или «Не удивляюсь ниче­ му...» —довольно равнодушное перечисле­ ние удивительных явлений сегодняшнего дня с очень «оригинальной» концовкой: «Я удив­ ляюсь: почему не удивляемся при этом». Да, ведь поэт додумался, в чем причина, а не просто констатировал общеизвестный факт. Эти и подобные им стихи никак не распола­ гают в пользу автора В них автор стано­ вится подчас косноязычен или впадает в слащавость. Стихотворение «В Хинганском ущелье» кончается так: Настанет час — А м ур свое возьмет, И этот час уж е не за горами. Подразумевается, что и на Амуре будет плотина, как и на Ангаре. Но ведь это не Амур возьмет свое, а человек возьмет свое над Амуром. Амурским пейзажем автор ни­ как не подвел и выводу, что старик Амур соскучился по труду. Возможен, конечно, и такой поворот образа, но поворота-то в стихотворении и нет, есть только вывод, вы­ текающий не из образа, а из предвидения, хотения автора. «Встреча с океаном» начи­ нается совсем невразумительно: «Впервые мне открылся океан еще задолго до самой стихии». Попробуйте понять это! Не вызвал у меня восторга ни назидательный «Ста­ рый грузчик», ни глубокомысленный «Же­ лудь». Я не хочу сказать, что все стихи о сегод­ няшнем дне плохи, среди них есть и такое неплохое, окрашенное юморком, стихотво­ рение, как «Пароход», и красиво-звучное «У озера Ханка» (кстати, не выпадающее из основной темы творчества Рыбочкина), и не­ дурное «К скульптуре пограничника», кото­ рое будет совсем хорошим и динамичным, если автор оставит в нем только вторую и третью строфу (надпись должна быть удар­ ной, а не водянистой). Я только хочу ска­ зать Рыбочкину, что он напрасно тащит наи­ более слабые стихи в начало книги и за­ блуждается, полагая, что они более совре­ менны, чем стихи армейские. А иногда не мешает поступиться и неплохими стихами ради целостности впечатления од книги. Не надо называть сборник вычурным «Листья в багрянце». Почему мы стали бояться прямоты и искать какие-то псевдо­ интригующие названия, по которым никак не догадаешься, написал ли книгу бравый сол­ дат или оставшаяся в девичестве сорока­ летняя поэтесса? И неужели автор не уло­ вил того комизма, который возникает из сопоставления заглаьия с эпиграфом, кото­ рый, может быть не слишком гладко, но очень точно выражает идею, пафос творче­ ства Рыбочкина. Бы ть нуж ным Родине — закон И дом, и цель, и путь почетный,— Бы ть нужным, как один патрон С другими — в ленте пулеметной. (Здесь только очень пустое слово «один», его как-то хотелось бы избежать. А мысль- то прекрасная и образ найден точный). Я и открывал бы сборник стихотворени­ ем «Слово солдата», и название ему дал бы соответствующее, вроде «Огонь» или «На огневом рубеже», «Солдаты выверяют даль­ номеры» или чте-то в этом роде. Лукавое название только раздражит читателя: он бу­ дет думать, что ему предлагают насладить­ ся пейзажем Борисова-Мусатева, ан перед ним Греков. А Стихи А. Рыбочкина нуждаются в редак­ тировании. Он нередко бывает многословен, прозаичен, питает склонность к назидатель­ ным, или т. н. «обобщающим», концовкам. Например, в стихотворений «Письмо без марки» последняя строфа явно излишняя. Не надо везде и по каждому поводу упо­ треблять такие слова. Поэма «Огонь» мне понравилась. Не так- то легко написать о подвиге, совершенном в будничной обстановке жизни мирной армии. А сколько таких подвигов в жизни, и, право

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2