Сибирские огни, № 09, 1971
торение, как прием, вообще в манере С. З а лыгина. Вернее, не прямое повторение, а возвращение к тому же явлению, событию глазами другого героя. Это очень влиятель ный художественный прием, если только повторение не сводится к информации, а обогащено новым восприятием. Но именно такой повторной информацией выглядит возвращение к приезду Свиридовой на ■стр. 433—434. Сначала даже не поймешь, то ли Свиридова снова приехала, то ли ав тор забыл, что он уж подробно рассказал об этом ранее. Видимо, здесь надо короче и с самого же начала главы более индиви дуализирование, более по-рязанцевски. То же самое на стр. 366—367 о характере Вершенкова и его взаимоотношениях с Андреем. Все уже мы это знаем, здесь на до короче и переходить к действию. Не надо разжевывать. Впрочем, при отделке этой части автор несомненно сам все уви дит и сумеет избежать назойливого затяги вания. 2. Вообще после смерти Онежки я бы повел роман несколько стремительней. Здесь стала ощущаться замедленность тем па. Вот, к примеру, путешествие Рязанце ва и его размышления. В этих размышлениях много интерес нейших мыслей, вроде —природа делится на видимую, слышимую и обоняемую, а важно постичь ее в единстве —или —лю ди сходятся на общих представлениях о будущем. Все это очень здорово, но про звучало бы лучше в диалоге, в спорах, ка кие ведут герои у костра, к концу же ро мана, да еще когда Рязанцев не может не думать о создавшейся сложной, вернее, безнадежной ситуации с Полиной Свири довой, и такие умные мысли начинают утомлять. Может быть, потому что их слишком много. К тему же мысль о един стве, например, уже была выражена еще на стр. 126, только более наукообразно, и не лучше ли и новое ее выражение при плюсовать туда. А если и возвращаться к ней, то так, чтобы было ясно, что возвра щение не случайно, что ни Рязанцев, ни ав тор не забыли, что Рязанцев эту мысль уже когда-то развивал, только теперь нае дине с природой, а не со слушателями, она пришла к нему не как формула, а в сво ей первозданности ощущения. 3. П о л и н а С в и р и д о в а — единст венная в повести фигура, знакомство с ко торой разочаровывает, и присутствие ее не кажется обязательным. Это тем более обид но. что все остальные женские фигуры — про сто прелесть! Жена Парамонова или баба лесника — персонажи эпизодические, а ведь залюбуешься. Рита и Онежка —тоже. Тут кроме пластичности еще и мысль в каж дом образе глубокая. А эта, бог его знает почему, не задалась. Ждешь с нею встре чи, и многое наобещал тебе автор через Рязанцева, а приехала она в отряд, и, увы, скучно как-то стало. Нельзя ли было ее совсем оставить в луговом отряде, а в высокогорный въезд запретить. Пусть бы жила себе в романтической мечте Рязан цева, и для нас оставалась его мечтой. Тем более, что все равно автор решающее объяснение между нею и Рязанцевым да ет через героя, через воспоминание, а не прямо, видимо, чувствует, что через Ря занцева она получается, а в прямом изо бражении Полина —деревяшка. Так не лучше ли было бы Рязанцеву съездить в луговой отряд, а потом вспоми нать, чем ей приезжать в высокогорный’ Самое разлюбезное дело оставить бы ее и для нас недоступной, фантомом, вроде Сине окой. Право же, много от этого она выиг рала бы. Откровенно говорю, назидательная история Шарова мне совсем не понрави лась (глава XV—330). Говорю это как кри тик, а не как рецензент, потому что пони маю, что автора можно растерзать, а он все равно со своим былинным богатырем не расстанется. Он так готовил читателя к этой встрече еще в седьмой главе, что яснее ясного, как ему эта семья дорога. Небось, в жизни встретил такой феномен и возликовал умилясь И, по правде го воря, было от чего! Только это, действи тельно, феномен, не более. Патриархальная утопия в наш век стальной, в наш век железный, а, сказать по секрету, так и в наш атомный! Семейная бригада, как иде ал производственной единицы! Оно, быть может, и преотлично, да исключительно. Думаю, что сибирские семьи и в лесных углах (а у лесных жителей ребят, как пра вило, много, сам видел, сам в лесхозе ра ботал) ныне имеют тенденцию к ограни чению, а не к росту. Но что тут с сибиря ками (писателями) поделаешь: все они тай но исповедуют веру, что сибиряки —народ особенный, тенденции исторического разви тия про них не писаны. И вот в результате идиллия-утопйя, немного сентиментальная, в чем-то даже привлекательная, как все уходящее, но и наивная, потому что ухо дящее выдается здесь за пример, достой ный подражания. Если еще и есть то, чему можно подражать, то нету тех, кто бы подражал. На мой взгляд, глава о Шаро ве написана слабее других, в ней из лите ратуры второй половины XX века попа даешь куда-то в век XIX, а все потому, что из личных симпатий автор готов идти и противу рожна. Но, повторяю, это мое мнение критика, и я не мог удержаться, чтобы не высказать его Сергею Павлови чу, к требованиям же издательства это отношение не имеет. Оставим за автором право то ли ретроградно заблуждаться, то ли свято верить, то ли вздохнуть об ухо дящем, а критикам спорить с ним. 5. Науки в романе много. Иногда он начинает уж слишком по-хозяйски вести себя на страницах романа. Пожалуй, сто ит кое-где и осадить. Все, чго знает и о чем сообщает автор, весьма интересно, и не просто им узнаьо, но к самим осмыс лено, и все же там, где начинает ощущать ся Жюль Верн, этого надо избежать.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2