Сибирские огни, № 09, 1971
Василиса Глебовна—характер прелюбо пытнейший, впитавший в себя черты многих предшественниц своего класса. Она и отра вительница, как «леди Макбет Мценского уезда», в ней есть что-то и от Настасьи Фи липповны, и от умной Вассы Железновой, но она вовсе не мозаика из литературных образов —это цельный живой национальный характер, в котором все черты ее класса как бы приобрели особую заостренность в ожидании конца. А ощущение конца, или, как говорит один из героев романа, «повер- тона»,. и неприкаянности свойственно в ка кой-то мере не только героям-интеллиген- там, но и таким, как Калмыковы и Аралбаев. Нет возможности, да и нужды, разби вать все основные образы романа. В изобра жении отдельных характеров Вс. Иванов часто просто поражает своей способностью человековидения (от слова «видеть»). Наибольших удач Вс. Иванов достиг в изображении представителей слоев буржуа зии и интеллигенции, а также в изображе нии массовых сцен, написанных смелыми мазками и горячими красками (переселен цы, драка в станице). На мой взгляд, ему, как никому, удалось передать ощущение того, что все на окраинах в России того времени бродило, бурлило, трепетало, как бы мучилось предродовыми муками. Это — основное ощущение, которое выносишь из романа, ощущение сильное, эмоциональное, и оно верно отражает одну из важней ших сторон тогдашней действительности. Изобразительные средства автора, его при емы, во многом отличные от «обычного», бытового реализма, оказались как нельзя более пригодны для передачи именно это го ощущения, настроения предгрозья. В ро мане отображены те противоречия, которые возникли на территории нынешнего Казах стана в связи с «преемнической» полити- тикой царского правительства и одновремен ными попытками промышленников заблаго временно в Семиречье заложить основы бу дущей Вандеи (программа создания лати фундий, строительство церквей) — все то, что впоследствии, через три года, приведет к стихийному восстанию 1916 года. Значительно менее удалась автору дру гая сторона — показ организаторской рабо ты большевиков, имеющей целью напра вить стихийное брожение в русло револю ционной борьбы. Я говорю в данном случае о чисто художественном исполнении, ибо, не будучи ни историком, ни очевидцем со бытий, не могу сказать, насколько в те годы была значительна и организованна такая ра бота. Это — ведь 1913 год, когда и в Цент ральной России сознательное революцион ное движение только начинало поднимать голову после пятилетней реакции. Возможно, что эти попытки носили еще тог несколько кустарный характер, какой мы видим в романе. Но образ рабочего Капитона Скур- латова и вся его линия в романе очень бледны по сравнению с другими образами. Выше говорилось, что этот образ лишен тех черт индивидуальной необычности, ка кая присуща другим основным фигурам романа. И в этом угадывается сознатель ный замысел, имеющий целью подчеркнуть особое место Скурлатова среди других ге роев. Но фигура Скурлатова вообще лише на красочности, она схематична, осталь ные персонажи говорят смачным, вкусным языком, а язык Скурлатова вял и невыра зителен, нередко сбивается на язык поли тических брошюр. Скурлатов в романе — какой-то кустарь-одиночка, его главными по мощниками оказываются сын и отец Ивано вы, цель его путешествия с ними не сов сем ясна. Надо бы так же точнее опреде лить отношение Скурлатова к отцу и сыну Ивановым. Не совсем ясно прорисована фигура ка зашки Ханыка. Она несколько противоре чива, вероятно, потому, что отношение к ней героя и его отца, думающего о ней даже как о силе, способной уговорить Калмыкова продать зерно крестьянам, не отделено от авторского отношения. Не сов сем понятно, как решилась она отправить детей с малоизвестным ей человеком. Кое- что и в этой фигуре надо бы подправить, хотя это следует делать осторожно, зако ны формальной логики вряд ли приложимы к образам, созданным Вс. Ивановым, а ло гичность их поступков в отдельных случаях, видимо, связана с духом произведения. На мой взгляд, лишней фигурой в рома не является Саумал. Если ее не убирать совсем из романа, то ей можно отвести меньше места — герою-юноше, пылающему жаждой любви, может быть, и естественно гадать и путаться, кто же в него влюблен и кто пишет ему записки -- Калмыкова, Саумал, Синицына или неграмотная Ханыка, но мне, как читателю, трудно блуждать в четырех соснах вместо привычных трех. Вообще стоит подумать, не слишком ли пе ренаселен роман героями. Речь идет не о героях второго плана, не об участниках массовых сцен или встреченных по пути, а о фигурах второго плана, вдруг почему-то вылезающих на первый план. Такова Сау мал. Образ Глеба Калмыкова, в целом удач ный, недостаточно плотно сбит. На стр. 466 автор дает его характеристику как человека образованного, капиталиста новой формации (увлекается искусством, сам книгу написал). Однако до этой страницы такого впечатле ния о Калмыкове, появляющемся чуть ли не на первых страницах романа, не созда ется. Это —обычный окраинный промыш ленник. Образ как бы претерпел изменения во время работы автора над романом, и его следует уточнить —то ли дать биог рафию раньше, тс ли как-то намекнуть яснее, что перед нами «культурный» про мышленник. Очень уж непохожа супруга Калмыко ва Анастасия Николаевна на дочь гене рал-лейтенанта, она не дворянка, а доволь но традиционная купчиха. Надо как-то объяснить, как же она так опустилась, да еще при таком культурном муже.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2