Сибирские огни, № 09, 1971
О которых он прочитал уже много литературы (и Гарин-Михайловский, и Лесков, и Мельников-Печерский, и Чехов), «присушили» его сердце к этим краям, и о пи сателях, живущих и работающих там, Александр Николаевич писал с первых дней своей критической деятельности и до последнего дня. Причем этот интерес ширился, углублялся и, наконец, вырос в большую тему, которой он мечтал посвятить себя (с 1965 года Александр Николаевич приступил к работе над циклом «Во глубине России»)» (из письма Н. Макаровой к автору этих строк). Можно было бы много говорить о работах А. Макарова, посвященных сибир ским писателям и—шире —образу Сибири в литературе (тема эта могла бы стать предметом интересной критической работы); но даже выборочный перечень доста точно красноречив. А. Макаров пишет о произведениях, отражающих прошлое Сибири, Урала, Дальнего Востока и их сегодня; пишет с удивительной последовательностью и постоянством, как бы накапливая материал для будущей «критической повести» (жанр новый в нашей критике, который Александр Николаевич только еще нащупывал, к кото рому выходил в своей работе об Астафьеве). Он пишет о «Емельяне Пугачеве» Шишкова и «Мы идем в Индию» Вс. Иванова, о «Даурии» Седых и произведениях Семушкина и Задорнова, о записках И. Ирошниковой «Где-то в Сибири» и романе Георгия Маркова «Соль земли», о повестях Залыгина и Липатоба, стихах Светланы Кузнецовой и Вас. Казанцева, о сибирской теме в поэме Твардовского «За далью—даль» а о поэме Евтушенко «Братская ГЭС». Его интерес к Сибири—этому, по слову поэта, «опорному краю державы» — не был преходящим: его устойчивость объяснялась и рас тущим значением Сибири в жизни страны, и тем, что А. Макарову —критику глубоко русскому, народному, с ярко выраженными национальными истоками—оказались как-то удивительно близки истинно русский революционный размах Сибири, масштабность ее цел, свершений, конфликтов, могучесть ее людей. От рецензий на отдельные произве- демия он закономерно движется к литературным портретам мастеров, к статьям о судь бах «малых» литератур, о молодой прозе Сибири. Чем глубже А. Макаров вживался в тему, тем больше его возмущали факты легковесного, «с налету», подхода к ней. На занятиях руководимого им творческого семинара на Высших литературных курсах (ВЛК) он не раз негодовал по поводу того, что некоторые писали о Сибири так, словно они —целинники-первооткрыватели, словно до них там и «туземцев не было». Сам же А. Макаров чем дальше, тем больше зажигается темой Сибири, видит в ней передний край литературы. Так созревает намерение написать цикл статей «Во глубине России». Н. Макарова свидетельствует (в том же письме): «Решение писать тему «Во глу бине России» побудило Александра Николаевича по мере возможности (насколько это разрешали его многообразные общественно-творческие обязанности) в своих по ездках все более углубляться в Россию: Ижевск, Оренбург, Пермь... В 1967 году мы должны были поехать в Новосибирск и на Дальний Восток (последняя поездка 'не состоялась из-за болезни Александра Николаевича). В этих поездках Александр Ни колаевич ведет интересные дневники, в которых выступает не совсем обычно для критика: записывает встречи и разговоры с людьми разных профессий, фиксирует их судьбы, настроения, их отношение к литературе и т. д.» Эти записи похожи скорее на «заготовки» для очерка, чем для критической статьи. Однако очерков А. Макаров не писал. А материал, накопленный в поездках и зафикси рованный в дневниках, отразился какими-то своими сторонами в его последних стать ях, прежде всего —в цикле «Во глубине России». Без того душевного, жизненного опы та, который вынес писатель из этих поездок, ему, может быть, не оказались бы такими близкими пути-дороги героев Виктора Астафьева. Блестящая статья об Астафьеве яви лась первой из работ этого цикла; ей же, увы, суждено было стать и одним из послед них произведений критика. Второй должна была быть статья о поэзии «глубинок», в частности, о Василии Казанцеве. «Уже был собран весь материал,—свидетельствует в том же письме Н. Ф. Макарова,— несколько раз Александр Николаевич встречался с Казанцевым, есть книжка «Прикосновение» с подробными пометками критика, с замеча ниями на полях —статья должна была быть, как видно, большой, со многими пробле мами развития нашей современной поэзии, с раскрытием духовного облика современ ного человека (мир его мыслей, отношение к природе, единство с нею, мир борьбы, исканий, сложных и благородных чувств)». Статья осталась неоконченной —помешала болезнь... Однако теме Сибири Алек сандр Николаевич был верен до конца: она звучит и в последней, уже посмертно опуб ликованной его работе —о Галине Николаевой... В работе А. Макарова над сибирской темой есть еще один «пласт», до сих неиз вестный читателю, но представляющий большой интерес. Речь идет о таком незаметном, но по-своему весьма действенном жанре, как внутренняя рецензия. Жанр этот, естественно, не на виду у читателя. А ведь от внутренней рецензии зависит не только «пойдет —не пойдет» —от глубины понимания вещи рецен зентом зависит во многом характер редакторской работы над произведением, на правление этой работы. Как часты еще у нас случаи некомпетентного, нечуткого вме- (
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2