Сибирские огни, № 09, 1971

ПЭД ЕвИИ 1КА1|1ЛИ 1 Из творческого наследия Л» Н. ВИакарова Имя Александра Николаевича Макарова (1912—1967) хорошо известно всем, лю­ бящим литературу. Его биография, его путь в литературу во многих отношениях ти­ пичны для писательских судеб его поколения. Крестьянский паренек из-под Калязина в середине 30-х годов приходит в Литературный институт имени А. М. Горького и заканчивает его незадолго до войны. С этого времени наш литературно-творческий процесс трудно себе представить без работ А. Макарова. Его творческий диапазон, круг его интересов был поразительно широк1. Он писал о художниках старших поколений —Шолохове, Маяковском, Инбер, Исаковском, Светлове, Смелякове, о своих «погодках» —Симонове, Алигер, С. Антонове, Поделкове; писал о тех, кто пришел в литературу с полей Великой Отечественной, и о поколении, вошедшем в нее на рубеже 50—60-х гг. Большое место в его творчестве занимает пристальный и любовный анализ литератур народов СССР. В этой широте не было всеядности, но был высокий профессионализм и высокая доброжелательность, умение понять и оценить главное в писателе, его «живинку», су­ дить его «изнутри» собственного авторского замысла. Чуткость к таланту —так можно было бы кратко определить доминанту его кри­ тического дарования. Та чуткость, для которой надо прежде всего быть щедро та­ лантливым самому. Подлинное уважение к таланту для А, Макарова было неотде­ лимо от высокой требовательности к нему. Апологетика ему также чужда, как и про­ работка. Он видел художника в движении, стремился поддержать лучшее в нем, прочертить перспективу развития. Вот почему в его статьях даже о наиболее зна­ чительных художниках нашего времени мы найдем нелицеприятные критические за­ мечания, продиктованные истинной любовью к художнику, заботой о его завтраш­ нем творчестве. С другой стороны, самая серьезная, порой суровая критика в адрес некоторых молодых, талантливых, но противоречивых, идущих далеко не прямым путем художников не превращалась у А. Макарова в критику «на истребление», ибо была основана на точном и глубоком постижении замысла произведения и творческо­ го мира его автора. ...Разные грани многосторонней деятельности критика представлены в его сбор­ никах, вышедших в последние годы или готовящихся к изданию. Но есть одна сто­ рона деятельности А. Макарова, никак в этих сборниках не выделенная и далеко не в полной мере в них представленная. Речь идет о месте и роли «сибирской темы» в его творчестве. Бывает так, что человек связан с краем судьбой, биографией. Бывает (хотя го­ раздо реже) и так, что «свидание» с краем было непродолжительным, вроде бы эпизодическим. Но, глядишь, жизнь идет, а этот «проходной» эпизод живёт" в тебе и разрастается, и уже трудно уловить, где —эпизод, а где — основная тема. Так. или почти так, было у А. Макарова с Сибирью, Уралом, Дальним Восто­ ком. Жена и друг критика, Н. Ф. Макарова, свидетельствует: «О многих краях страны писал Александр Николаевич, о литературах разных рес­ публик, но к писателям Сибири и Урала было у него особое внимание и особо'е, связанное с личными впечатлениями, отношение. Шестнадцатилетним мальчиком, по­ лучив квалификацию слесаря, он был направлен на работу в Березники. Пробыл он там недолго, но ощущение громадности края, грандиозности строительства, ко­ торое там развертывалось, и, главное, понимание великого прошлого этих краев.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2