Сибирские огни, № 09, 1971
■самым носом у Якова с дедом. Вражда Меж» ду братьями закипела с еще большей силой. Братья непробудно пили, издевались над же нами и над детьми. А вскоре пришла и бе д а —Мария Кирилловна 15 апреля 1869 го да умерла после несвоевременных, в день пожара, родов. «После смерти моей бабушки, Марьи Кирилловны,— рассказывает нам Е. В. Фро- лова-Весовщикова,—открыли сундук, чтобы белого на саван отыскать. Смотрят, а там траурная детская одежда, какую богатые носили: белая рубашечка со штанишками, вышитые бисером рукава, подол и приполок с воротником. И черное платьице и шляпка с длинным крепом назад от шляпки. Все так и ахнули. Давно она собиралась уме- реть-то. Вот и приготовила детям своим, Саше и Кате, траурную одежду, чтобы в ней они хоронили ее и помнили. Не однажды все видели разбитые губы и синяки на лице Манечки — жены Михаила. Не раз при всех она просила бога прибрать ее — остановить невыносимую жизнь. И вот мукам ее настал конец». В повести «Детство» Алексей Максимо вич пишет, что после его приезда с матерью из Астрахани тихая тетка Наталья учила его, маленького, запоминать молитвы. Если под именем «тетка Наталья» иметь в виду жену дяди Михаила, Марию Кирил ловну, то обучения такого с ее стороны не могло быть по той простой причине, что, как уже сказано выше, она умерла в апреле 1869 года, а Алеша из Астрахани приехал осенью 1871 года, через два с половиной го да после ее смерти. Но, может быть, Марья Кирилловна учи ла Алешу в последний год своей жизни, ска жем, зимой 1869 года? Но тогда мальчику было всего один год. Учить Алешу после Астрахани могла только настоящая тетка Наталья, родная сестра его матери, бывшая замужем за художником Базановым. В ту зи му 1871/72 гг. тетка Наталья уже сильно бо лела туберкулезом. В этом случае, как, впрочем, и в некото рых других, свое дело сделала все та же блестящая способность А. М. Горького ти пизировать, о чем он писал много раз, в частности, в письме И. В. Черногорову (Собр. соч., т. 30, стр. 398). Видимо, и пожар, и роды, и смерть, и обучение молитвам — все эти факты были в разное время, но писатель их совместил в одном образе двух робких и забитых жен щин — тихой тетки Натальи и тихой же Ма рии Кирилловны. Смерть Марии Кирилловны еще боль ше спутала жизнь Михаила Каширина. Он опять, в который уже раз, повис на шее ро дителей. Красильню на Покровке запу стил и все зло обратил на отца, пил и ру гался. Вскоре и Яков забил первую жену на смерть. «— Ты!! — кричал Михаил со злобой на отца.— Куда мне теперь?! Отец успокаивал, поучал сына, увещевал, стыдил, уводил иногда из трактира. Что де- ,лать? Но однажды за чаем он сказал бабушке: — Яшку с Мишкой женить надобно и как можно скорей; может, жены, да новые дети и придержат их — а?» (М. Горький, т. 13, стр. 64). В конце Ямской, против ворот Кресто- воздвиженского монастыря, стоял шумный, мелкого пошиба, двухэтажный кабак арза масского мещанина Дмитрия Авдеева Чир кова. В это заведение и повадился Михаил Каширин. У кабатчика была дочь, молодая вдова Надежда1, по мужу Карташева. Вместе с отцом она стояла за стойкой, и вы пившие мужчины ластились к ней, но она была строга. Только цеховому вдовцу Каши рину, хозяину мастерской на Покровке, она делала исключение. Она сама поила его и кормила, нередко в долг. Вскоре Каширины посватали ее за Ми хаила и получили согласие. Написали «брач ный обыск», как полагалось, и сыграли свадь бу 4 февраля 1870 года. И это событие в жизни дяди Михаила Горький относит к своим послеастраханским временам, хотя было оно раньше. В книге Успенской церкви в том же 1870 году 19 ноября было записано крещение Нико лая1 2—первого ребенка Михаила Каширина от второй жены. Все это свидетельствует о том, что весь 1870 год Михаил все еще прожи вал с Яковом и в Канавино не перебирался, все еще владел мастерской на Большой Пок ровке, 25 февраля 1870 года мастерская Ми хаила была ограблена. Это происшествие проникло в «Нижегородские Губернские Ве домости» и стало известно всем. О том, что Михаил Каширин в том же году владел ма стерской, видно и из списка выборщиков в городские должности, опубликованного там же3. Когда же все-таки, наконец, Михаил пе реехал за реку? Это вопрос не праздный. Его ставили все исследователи «Детства», стремившиеся к уточнению датировки как детской биографии Горького, так и основно го события повести — раздела каширинского имущества. Для нас последняя стадия спо ров в доме Кашириных интересна еще и тем, что именно их наблюдал Алеша. Они, сле довательно, более «автобиографичны», чем другие, описанные им со слов бабушки и деда. Ойределяя конец кашйринских споров, Алексей Максимович написал известную фразу: «К весне дядья разделились: Яков остался в городе, Михаил уехал за реку, а дед купил себе... дом на Полевой улице...» (М. Горький, т. 13, стр. 61). Мы не будем пока разбирать, что значит «дядья раздели лись» (ведь делился-то как будто отец с сыновьями), возьмем только одну деталь, а именно: «К весне... Михаил уехал за 1 Н адеж да Дмитриевна Каш ирина (1844— 1918). 2 Н. М. К а ш и р и н (1870— 1916). 3 И. Г р у з д е в . Горький и его время, Гос- политиздат, 1938, стр. 377.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2