Сибирские огни, № 09, 1971
— Ну, если говорить о механизаторах,, то к ним отношение получше,— согласился Соколов.—А возьми простого хлебороба или животновода. Ведь никто, понимаешь, не поставит рядом их труд, скажем, с трудом токаря, слесаря или там швеи. Многие счи тают так. Что значит пастух или доярка? Никакого образования не нужно для этого звания. А на самом-то деле, понимаешь, трудно обрести крестьянскую профессию. Соколов рассуждал по-своему логично. Сколько" времени нужно учиться, чтобьь стать токарем, слесарем или шофером? Несколько месяцев. И многие другие профессии рабочий осваивает быстро. А хлебороб своему делу учится всю жизнь! С детства он по знает природу, приметы всевозможные для разных лет. Знания эти и опыт впитывают ся с молоком матери. Они-то и дают ему власть над землей. Такой не ошибется в вы боре сроков полевых работ, уверенно решит сотни других задач, которые ставит жизнь. Павлов слушал и дивился мудрости слов этого хлебороба по призванию. Раньше ему не доводилось слушать от Соколова философских рассуждений. Он говорил чаше всего о промахах в планировании, в руководстве сельским хозяйством. Видно, много раздумывал он о проблеме, которая теперь стала предметом обсуждения в печати, на совещаниях —о молодежи, о любви к земле. — Дело-то вот какое,— продолжал после некоторого молчания Соколов.—У отца- сталевара никогда не вырастет сын-хлебороб, это уж ясно. И не потому что неспособен, тут, понимаешь, другое совсем дело. Настоящий хлебороб от отца, а больше того, мо жет, от деда навыки перенимает. Да еще от матери, от бабушки. Такой человек, по учившись, может стать и сталеваром. У кого есть любовь к земле родной, у того лю бовь ко всякому хорошему делу быстро привьется. Из крестьян же вышел весь рабо чий класс. А все же, Андрей Михайлович, надо подумать, как сделать, чтобы не упустить, из деревни настоящих-то хлеборобов. Потом их и не найдешь вовсе. И, словно угадав вопрос Павлова, спросил сам: — Поди, скажешь: чего ты проблемы выдвигаешь? Ты совет дай, как решить! Верно? Вот-вот. А совет самый простой: если уважение к хлеборобскому делу будет, понимаешь, настоящее, с учетом, как говорят, сложности и длительности обучения, то и проблему решим. И моральный, и материальный стимул тут должен, понимаешь, свою роль очень сильно играть. Когда за хлеборобский труд платили намного меньше, то крестьянин быстро перешел на токаря, на слесаря, на строителя. — Но сейчас-то... — Плата неплохая—перебил Соколов.—Это ты хотел сказать? Плата поднята, это верно, понимаешь. Только она все же опять ниже других, а надо-то возвысить хле боробскую профессию. Вот я присматриваю за ребятишками на опытном поле. Хорошо работают, разбойники, все кипит у них, когда подскажешь правильно, подмогнешь. И ведь вижу, Андрей Михайлович, вижу, что к десятому классу половина, не меньше, в душе-то готовые хлеборобы. Нам этой половины за глаза бы хватило. Но в десятом-т» классе наши ребята уже хорошо знают, какой труд как ценится. Вот и разволнуюсь дру гой раз так, что, понимаешь, места себе не нахожу. У нас с людьми все же терпимо, а вот заехал недавно к одному председателю —он бегает по селу, ищет хоть кого, что бы коров подоить. Заболели сразу две доярки—и караул кричи. Вот беда-то откуда надвигается, Андрей Михайлович. И ты поимей это в виду... А теперь пошли обедать! Шагая рядом с Соколовым, Павлов вспомнил, что и Коршун говорил о повышений заработков животноводов, потому что у них в совхозе это ведущая профессия! Вот н Соколов—-о большем уважении работающих на земле. А как решить эту проблему? — Строят!,—не без гордости произнес Соколов, кивнув в сторону нового дома,— Богатеют люди! XII Павлов в своем кабинете рассказывал товарищам о поездке в Москву—о съезде колхозников, о Пленуме ЦК партии. Ему особенно запомнились выступления старейших и опытнейших колхозных вожаков из разных районов страны. Их предложения отли
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2