Сибирские огни, № 09, 1971

— Ты не очень проголодался? —спросил Соколов.—Я хотел показать еще одно опытное поле. Тоже ты совет-то давал... Павлов с радостью согласился поехать, потому что знал: просто так Соколов не пригласил бы. Но Павлов забыл уже. какой он давал совет. Ехать пришлось недолго. В километре от деревни Соколов остановил машину. Павлов догадался, что за символической изгородью из двух проволочек —опытный участок. Издали еще заметил различные цветы, желтые корзинки подсолнечника, строй­ ные ряды низеньких деревьев. Что за поле? - Это пришкольный участок,— пояснил Соколов.—Помнишь, приезжал к нам и со школьниками беседовал? Твой совет выполнили, понимаешь... Когда они перешагнули через проволочки, откуда-то вынырнули паренек и девочка. — А мы дежурные,—звонким голосом заявила девочка.—Сейчас обеденный пе­ рерыв, все ушли домой. — А что тут делали? —спросил Павлов. — Пропалывали свеклу, собирали огурцы. — Ты про все расскажи Андрею Михайловичу,—улыбнулся Соколов.—Это глав­ ный руководитель нашего края. — Мы из шестого класса, мы не все еще можем правильно рассказать, нашлась девочка. Рассказал сам Соколов, пока они ходили между грядками и деляночками. Ребята- школьники работают под руководством колхозного агронома. Сами обрабатывают уча­ сток. Пахали старшеклассники на тракторе. И, пожалуй, самое интересное, что ребята здесь учатся многим наукам: как выращивать различные культуры, как экономить за­ траты, сами ведут учет труда, начисляют зарплату и даже выводят себестоимость. В этом им помогает колхозный бухгалтер. _ Хотим, понимаешь, чтобы ребята имели полное представление о сложном хозяй­ стве, чтобы, заканчивая школу, могли быть и счетоводами, и полеводами, и механиза­ торами, и немножко агрономами,— говорил Соколов.—Ребятишки третий год тут, с большим интересом работают. У них и бригадир избран, и учетчики. А заработанные деньги распределяются так: половину для школы, половину на руки, по выработке. А прибыль —на премирование самых лучших, они сами и решают, кого премировать. Как будто, понимаешь, маленький колхоз создали... На обратном пути Соколов досадовал: нет у нас тракторов и машин, так сказать, в детском исполнении. Нужны небольшие тракторы и автомашины, маленькие комбай-. ны, но такие, которые могли бы убирать хлеб. Разве нельзя сделать их для сельских ребят? _ Можно,—отвечает Павлов,—записывая это себе в книжку. Разве так уж труд­ но выпустить несколько тысяч машин для ребят? Да они вообще-то есть, Павлов видел под Москвой в теплично-парниковом хозяйстве юркие тракторишки, работающие даже в теплицах, под стеклом. Ох, как нужны эти учебные пособия! — Попробуем добиться, Иван Иванович... _ Поимей это в виду, Андрей Михайлович! Очень важное дело-то. А то говорим: прививать у ребятишек любовь к сельскому труду, а о настоящей помощи никто, пони­ маешь, не думает. Ездил я в некоторые другие школы, думал опыт перенять, а там и совсем' плохо. Скажем, выделили школе списанный трактор: он пять минут работает, день стоит. Только уважение к технике у ребятишек отбивает. А в городской школе был —там станочки подобраны как раз для ребят. Почему же сельским-то не наделать умных машинешек, понимаешь? Колхозы сами бы за все заплатили. — Все верно, Иван Иванович _; Поимей это в виду,—повторил Соколов.—И вообще, Андрей Михайлович, на­ до больше делать насчет воспитания, понимаешь, уважения к труженику деревни. Чего там ни говори, а многие считают труд на земле, тем более на ферме,— самый зряшный, хуже любой городской профессии. Верно говорю, Андрей Михайлович? — Но почему же? — возразил Павлов,—Комбайнеры, трактористы —сколько ге­ роев среди них. Думается, любой горожанин уважает звание комбайнера, шофера...

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2