Сибирские огни № 08 - 1971
меру раскрылись только после Великой Отечественной войны. «К нему будто вер нулись и молодость, и сила, и жажда по стоянного творчества, которая приводит одну мысль за другой, каждой требуя во площения»,—так рисует П. Муратов рас цвет творчества старого художника, под готовленного многими годами мучительных творческих поисков и напряженной работы над собой. Второй очерк автор посвящает творчест ву замечательного графика А. Г. Заковря- шина. Убедительно, страница за страницей, исследователь показывает, как на общем фоне успехов графического искусства Си бири росло мастерство художника-самоуч- ки. Он учился у народов Сибири, главным образом, у хакасов; кроме того, он учился на лучших образцах безымянных мастеров эпохи бронзы, у художников-творцов так называемого «тагарского искусства», хоро шо представленных в богатейшей коллек ции Минусинского музея. Минусинская группа художников, во гла ве которой стоял Заковряшин, увлеклась заманчивой идеей сохранения в новых ус ловиях красоты и мудрости народного ис кусства. Эта группа имела на выставках свою эмблему, созданную Заковряшиным в результате поисков сибирского стиля графики на основе древнего народного ис кусства. С конца 1927 года Заковряшин живет и работает в Новосибирске. Именно здесь художника ждала увлекшая его работа в журналах «Настоящее» и «Товарищ». Он печатал цветные гравюры, давал разворо ты, печатал текст на цветной бумаге, до стиг совершенства в технике разных силу этов из черной бумаги: Впервые в Сибири он на практике показал изменение эмоцио нального значения цвета в зависимости от того, как он применяется. Были в его эк спериментах крупные успехи, были и неу дачи, не раз приводившие к конфликтам с издателями. Ему пришлось в конце кон цов уехать из Сибири. Война застала его в Алма-Ате, где он в течение десяти лет ос тавался почти единственным крупным ма стером графики. Большой патриот Родины, Заковряшин не мог стоять в стороне от ратных дел своих соотечественников. Ху дожник погиб в последние дни войны под Берлином. Очерк о Заковряшине заканчивается так: «Он не имел образования, но в нем жил настоящий художник. Природа дала ему многое, и он всю жизнь не мог растратить своего дарования при очень благоприятных на то обстоятельствах». Третий художник, которого как бы зано во «открывает» для ■ читателя П. Мура тов,—это К. Я- Баранов, вставший на путь служения искусству уже в тридцатые годы, когда были осуществлены многие идеалы искусства двадцатых годов. Баранову повезло больше, чем Мизеро- ву или Заковряшину, ибо молодость его совпала с бурным развитием в Сибири ху дожественной жизни. В графике .Баранова автор прослеживает две линии —этногра фическую (линогравюры для журнала «Охотник и рыбак Сибири») и тяготеющую к производственной теме (линогравюра «Прокатный цех»); справедливо отмечает ся при этом преобладание первой линии над второй, особенно в тридцатые годы. Вплоть до настоящего времени художник выступает в основном как мастер книж ной иллюстрации. И хотя он с 1940 года живет в Алма-Ате, его с полным основа нием и сегодня можно назвать художни ком Сибири, так как «лучшая пора творче ства К. Баранова относится к Новосибир ску, запас юношеских впечатлений оказал ся так велик, что и до сих пор художник не исчерпал их». Книга Муратова написана увлекательн«, живым, образным языком и читается лег ко, «на едином дыхании». Хотелось бы сде лать все же несколько мелких замечаний. II. Муратов довольно часто употребляет термин «сибирское искусство», говоря толь ко об искусстве профессиональном. В,пре дисловии он прямо заявляет, что его книга является «попыткой исследования сибирской истории искусства». Необходимо заметить, что сибирская история искусства есть преж де всего история искусства аборигенов Сиби ри, искусства, имеющего у каждого народа, большого и малого, свои специфические особенности, ярко выраженные черты нацио нального своеобразия. Н. КОЧЕШКОВ Е. С. Лазуткин, А. П. Лукаш. Экономическая реформа и НОТ. Новосибирск, Зап.-Сиб. кн. изд., 1970. В новых условиях хозяйствования, когда крен в руководстве народным хозяйством взят на экономические методы, на перед ний план выдвигаются вопросы интенсифи кации общественного производства, повы шения его эффективности. Авторы книги Е. Лазуткин и А. Лукаш показывают объ ективную необходимость экономической ре формы, те количественные и качественные сдвиги, которые произошли в народном хо зяйстве, и излагают сущность реформы. Интересна и важна мысль о целесообраз ности разработки действенных стимулов по росту производительности труда. Как известно, производительность труда в нашей стране растет из года в год. Но
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2