Сибирские огни № 08 - 1971

меру раскрылись только после Великой Отечественной войны. «К нему будто вер­ нулись и молодость, и сила, и жажда по­ стоянного творчества, которая приводит одну мысль за другой, каждой требуя во­ площения»,—так рисует П. Муратов рас­ цвет творчества старого художника, под­ готовленного многими годами мучительных творческих поисков и напряженной работы над собой. Второй очерк автор посвящает творчест­ ву замечательного графика А. Г. Заковря- шина. Убедительно, страница за страницей, исследователь показывает, как на общем фоне успехов графического искусства Си­ бири росло мастерство художника-самоуч- ки. Он учился у народов Сибири, главным образом, у хакасов; кроме того, он учился на лучших образцах безымянных мастеров эпохи бронзы, у художников-творцов так называемого «тагарского искусства», хоро­ шо представленных в богатейшей коллек­ ции Минусинского музея. Минусинская группа художников, во гла­ ве которой стоял Заковряшин, увлеклась заманчивой идеей сохранения в новых ус­ ловиях красоты и мудрости народного ис­ кусства. Эта группа имела на выставках свою эмблему, созданную Заковряшиным в результате поисков сибирского стиля графики на основе древнего народного ис­ кусства. С конца 1927 года Заковряшин живет и работает в Новосибирске. Именно здесь художника ждала увлекшая его работа в журналах «Настоящее» и «Товарищ». Он печатал цветные гравюры, давал разворо­ ты, печатал текст на цветной бумаге, до­ стиг совершенства в технике разных силу­ этов из черной бумаги: Впервые в Сибири он на практике показал изменение эмоцио­ нального значения цвета в зависимости от того, как он применяется. Были в его эк­ спериментах крупные успехи, были и неу­ дачи, не раз приводившие к конфликтам с издателями. Ему пришлось в конце кон­ цов уехать из Сибири. Война застала его в Алма-Ате, где он в течение десяти лет ос­ тавался почти единственным крупным ма­ стером графики. Большой патриот Родины, Заковряшин не мог стоять в стороне от ратных дел своих соотечественников. Ху­ дожник погиб в последние дни войны под Берлином. Очерк о Заковряшине заканчивается так: «Он не имел образования, но в нем жил настоящий художник. Природа дала ему многое, и он всю жизнь не мог растратить своего дарования при очень благоприятных на то обстоятельствах». Третий художник, которого как бы зано­ во «открывает» для ■ читателя П. Мура­ тов,—это К. Я- Баранов, вставший на путь служения искусству уже в тридцатые годы, когда были осуществлены многие идеалы искусства двадцатых годов. Баранову повезло больше, чем Мизеро- ву или Заковряшину, ибо молодость его совпала с бурным развитием в Сибири ху­ дожественной жизни. В графике .Баранова автор прослеживает две линии —этногра­ фическую (линогравюры для журнала «Охотник и рыбак Сибири») и тяготеющую к производственной теме (линогравюра «Прокатный цех»); справедливо отмечает­ ся при этом преобладание первой линии над второй, особенно в тридцатые годы. Вплоть до настоящего времени художник выступает в основном как мастер книж­ ной иллюстрации. И хотя он с 1940 года живет в Алма-Ате, его с полным основа­ нием и сегодня можно назвать художни­ ком Сибири, так как «лучшая пора творче­ ства К. Баранова относится к Новосибир­ ску, запас юношеских впечатлений оказал­ ся так велик, что и до сих пор художник не исчерпал их». Книга Муратова написана увлекательн«, живым, образным языком и читается лег­ ко, «на едином дыхании». Хотелось бы сде­ лать все же несколько мелких замечаний. II. Муратов довольно часто употребляет термин «сибирское искусство», говоря толь­ ко об искусстве профессиональном. В,пре­ дисловии он прямо заявляет, что его книга является «попыткой исследования сибирской истории искусства». Необходимо заметить, что сибирская история искусства есть преж­ де всего история искусства аборигенов Сиби­ ри, искусства, имеющего у каждого народа, большого и малого, свои специфические особенности, ярко выраженные черты нацио­ нального своеобразия. Н. КОЧЕШКОВ Е. С. Лазуткин, А. П. Лукаш. Экономическая реформа и НОТ. Новосибирск, Зап.-Сиб. кн. изд., 1970. В новых условиях хозяйствования, когда крен в руководстве народным хозяйством взят на экономические методы, на перед­ ний план выдвигаются вопросы интенсифи­ кации общественного производства, повы­ шения его эффективности. Авторы книги Е. Лазуткин и А. Лукаш показывают объ­ ективную необходимость экономической ре­ формы, те количественные и качественные сдвиги, которые произошли в народном хо­ зяйстве, и излагают сущность реформы. Интересна и важна мысль о целесообраз­ ности разработки действенных стимулов по росту производительности труда. Как известно, производительность труда в нашей стране растет из года в год. Но

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2