Сибирские огни № 08 - 1971
края. В его первой повести «Тайна Крас ного озера» старый таежник Пахом Степа нович говорит: «Она, тайга-то, вроде глу хая да безжизненная, коли се стороны не знакомому человеку поглядеть; А приди-ка в нее да приглядись хорошенько —какая там жизнь!» А. Грачев—-тоже не чужой в таежных глубинках. Новой его работе, безусловно, предшествовало длительное общение с при родой, тщательное проникновение в ее тай ны, накопление множества тонких наблю дений над жизнью лесных обитателей. С большой достоверностью представлена в книге жизнь зверей в естественных усло виях, их биологические особенности, повад ки, привычки, защитные способы и приемы маскировки, к которым они прибегают в извечной борьбе за существование. Мы встречаемся здесь со старым медведем Му- гу, то и дело попадающим в невероятные передряги, с семейством гордого орлана Клека, которое пострадало от грозовой бури и нашло осторожную, заботливую под держку со стороны наших охотоведов. Зна комимся с владыкой тайги, могуществен ным тигром Амба-Дарла, с молодым кра савцем изюбрем Гру, с доверчиво-ласко вой кабарожкой Элхой. Узнаем о занятных проделках бурундука Пиика, о судьбе ко варной росомахи Уги, о похождениях бар сука Чфы. Активно действуют в повествовании и люди — советские зоологи и охотоведы, труженики редкой и увлекательной профес П. Д. Муратов. Три художника. Новосибирс! Основу книги П. Муратова составляют рассказы о жизни и творчестве В. М. Ми- зерова, А. Г. Заковряшина и К- Я. Барано ва. Исследование целиком посвящено исто рии изобразительного искусства Сибири двадцатых —начала тридцатых годов, т. е. тому времени, когда закладывались осно вы современного художественного творче ства этого края. Чтобы написать небольшую по объему, но значительную по содержанию книгу, П. Муратову пришлось буквально по кру пицам собирать материал, изъездить с этой целью всю Сибирь, кропотливо работать во многих центральных и местных архивах и музеях, встречаться и беседовать и с сами ми художниками, и с их родными и близкими, живущими в разных горо дах СССР. Из первого очерка читатель узнает .нема ло нового и ранее почти не известного о жизни и творчестве талантливого живопис ца и графика В. М. Мизерова, тесно свя завшего свою судьбу с Томском. Воспитан ник Казанской художественной школы Н. И. Фешина и большой знаток культуры «мироискусников», Мизеров принес в Си бирь любовь к лирическому пейзажу и к сии. Их приводит в Моховую Падь забота о сохранности природных богатств. Имен но здесь с особой яркостью представлено великолепное и редкостное смешение юж ной и северной флоры и фауны. Тут дол жен быть создан государственный заповед ник, чтобы сохранить для потомков уни кальный уголок во всей его первозданно- сти и неприкосновенности. Всей своей книгой писатель пропаганди рует гуманистическое отношение к приро де, ратует за бережное к ней отношение,, за сохранность редчайших ценностей, ко торыми щедро одарена дальневосточная земля. А. Грачев пишет просто, безыскус ственно, его языку свойственны живые раз говорные интонации, добродушный юмор и истинная поэтичность. В книге А. Грачева есть, к сожалению, и свои слабости. Страстным любителям при роды никакие длинноты и изобилие фак тов нигде не покажутся утомительными. Но иные читатели почувствуют все-таки- «перегрузку» из-за обилия «персонажей» и имен, от чего временами возникает пестро та и путаница. Зоологи и натуралисты так же найдут, видимо, некоторые огрехи по- части специальных знаний, но они не так уж значительны в этом увлекательном и полезном издании. Книга не особенно по радовала читателей своим оформлением. Довольно аляповата обложка, не отлича ются выразительностью и оригинальностью постраничные оисунки-заставки. О. ЖУРАВИНА Зап.-Сиб. кн. изд., 1969. высокой графической культуре книжного оформления. У себя в Томске Мизеров становится на несколько лет руководителем объединения художников «Новая Сибирь», сыгравшего, несмотря на некоторые идейные ошибки, прогрессивную роль в деле развития про фессионального искусства. Творческий путь художника был очень сложным, и автор- умело показывает противоречия и ошибки Мизерова, человека весьма требовательно го к себе и тяжело переживавшего неуда чи. «Он не хотел,—пишет автор,— видеть мостов, соединяющих берег прошлой жиз ни с берегом настоящей, не хотел никаких компромиссов и медленного нарастания со циологических элементов в своем искус стве». В творчестве Мизерова двадцатых —на чала тридцатых годов автор справедливо усматривает отражение кризиса художест венных группировок накануне образования- единого Союза художников СССР. В силу разных сложных причин художник не су мел показать в своем творчестве динамику современной жизни Сибири. Мастерство его как рисовальщика и акварелиста, неза урядный педагогический талант в полную
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2