Сибирские огни № 08 - 1971

края. В его первой повести «Тайна Крас­ ного озера» старый таежник Пахом Степа­ нович говорит: «Она, тайга-то, вроде глу­ хая да безжизненная, коли се стороны не­ знакомому человеку поглядеть; А приди-ка в нее да приглядись хорошенько —какая там жизнь!» А. Грачев—-тоже не чужой в таежных глубинках. Новой его работе, безусловно, предшествовало длительное общение с при­ родой, тщательное проникновение в ее тай­ ны, накопление множества тонких наблю­ дений над жизнью лесных обитателей. С большой достоверностью представлена в книге жизнь зверей в естественных усло­ виях, их биологические особенности, повад­ ки, привычки, защитные способы и приемы маскировки, к которым они прибегают в извечной борьбе за существование. Мы встречаемся здесь со старым медведем Му- гу, то и дело попадающим в невероятные передряги, с семейством гордого орлана Клека, которое пострадало от грозовой бури и нашло осторожную, заботливую под­ держку со стороны наших охотоведов. Зна­ комимся с владыкой тайги, могуществен­ ным тигром Амба-Дарла, с молодым кра­ савцем изюбрем Гру, с доверчиво-ласко­ вой кабарожкой Элхой. Узнаем о занятных проделках бурундука Пиика, о судьбе ко­ варной росомахи Уги, о похождениях бар­ сука Чфы. Активно действуют в повествовании и люди — советские зоологи и охотоведы, труженики редкой и увлекательной профес­ П. Д. Муратов. Три художника. Новосибирс! Основу книги П. Муратова составляют рассказы о жизни и творчестве В. М. Ми- зерова, А. Г. Заковряшина и К- Я. Барано­ ва. Исследование целиком посвящено исто­ рии изобразительного искусства Сибири двадцатых —начала тридцатых годов, т. е. тому времени, когда закладывались осно­ вы современного художественного творче­ ства этого края. Чтобы написать небольшую по объему, но значительную по содержанию книгу, П. Муратову пришлось буквально по кру­ пицам собирать материал, изъездить с этой целью всю Сибирь, кропотливо работать во многих центральных и местных архивах и музеях, встречаться и беседовать и с сами­ ми художниками, и с их родными и близкими, живущими в разных горо­ дах СССР. Из первого очерка читатель узнает .нема­ ло нового и ранее почти не известного о жизни и творчестве талантливого живопис­ ца и графика В. М. Мизерова, тесно свя­ завшего свою судьбу с Томском. Воспитан­ ник Казанской художественной школы Н. И. Фешина и большой знаток культуры «мироискусников», Мизеров принес в Си­ бирь любовь к лирическому пейзажу и к сии. Их приводит в Моховую Падь забота о сохранности природных богатств. Имен­ но здесь с особой яркостью представлено великолепное и редкостное смешение юж­ ной и северной флоры и фауны. Тут дол­ жен быть создан государственный заповед­ ник, чтобы сохранить для потомков уни­ кальный уголок во всей его первозданно- сти и неприкосновенности. Всей своей книгой писатель пропаганди­ рует гуманистическое отношение к приро­ де, ратует за бережное к ней отношение,, за сохранность редчайших ценностей, ко­ торыми щедро одарена дальневосточная земля. А. Грачев пишет просто, безыскус­ ственно, его языку свойственны живые раз­ говорные интонации, добродушный юмор и истинная поэтичность. В книге А. Грачева есть, к сожалению, и свои слабости. Страстным любителям при­ роды никакие длинноты и изобилие фак­ тов нигде не покажутся утомительными. Но иные читатели почувствуют все-таки- «перегрузку» из-за обилия «персонажей» и имен, от чего временами возникает пестро­ та и путаница. Зоологи и натуралисты так­ же найдут, видимо, некоторые огрехи по- части специальных знаний, но они не так уж значительны в этом увлекательном и полезном издании. Книга не особенно по­ радовала читателей своим оформлением. Довольно аляповата обложка, не отлича­ ются выразительностью и оригинальностью постраничные оисунки-заставки. О. ЖУРАВИНА Зап.-Сиб. кн. изд., 1969. высокой графической культуре книжного оформления. У себя в Томске Мизеров становится на несколько лет руководителем объединения художников «Новая Сибирь», сыгравшего, несмотря на некоторые идейные ошибки, прогрессивную роль в деле развития про­ фессионального искусства. Творческий путь художника был очень сложным, и автор- умело показывает противоречия и ошибки Мизерова, человека весьма требовательно­ го к себе и тяжело переживавшего неуда­ чи. «Он не хотел,—пишет автор,— видеть мостов, соединяющих берег прошлой жиз­ ни с берегом настоящей, не хотел никаких компромиссов и медленного нарастания со­ циологических элементов в своем искус­ стве». В творчестве Мизерова двадцатых —на­ чала тридцатых годов автор справедливо усматривает отражение кризиса художест­ венных группировок накануне образования- единого Союза художников СССР. В силу разных сложных причин художник не су­ мел показать в своем творчестве динамику современной жизни Сибири. Мастерство его как рисовальщика и акварелиста, неза­ урядный педагогический талант в полную

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2