Сибирские огни № 08 - 1971

В труде находит свое место, свое при­ звание и герой рассказа Олега Корнильце- ва — интересного прозаика, дебютировав­ шего в «Сибирских огнях» несколько лет назад и ныне живущего в Ангарске. Героя зовут Василий, работает он на земснаря­ де — душой непоседлив, склонен к роман­ тике, а вот поди ж: осел на земснаряде и вдруг понял — здесь его место и только здесь! Ткань повествования очень богата — автор наделен тонким слухом, он умеет слышать и тихий плеск речной волны, и вечерние запахи лугов, и чутко улавливать оттенки человеческих настроений. Правда, эта утонченность в то же время и мешает Корнильцеву. Он «тонет» в обилии оттен­ ков, подробностей, не умея четко выстро­ ить сюжет, выделить в образе основное. И, тем не менее, «Погожий вечер» —один из наиболее ярких рассказов в книге. Более бесстрастно написан «Рыжий черт» Е. Марысаевым, но за этой кажу­ щейся простотой —уже довольно опытная рука автора нескольких книжек, известно­ го прозаика. Заслуга этого рассказа — оба­ ятельный, запоминающийся своей «свеже­ стью» образ Жорки —рыжего черта. Чер­ ту этому восемнадцать лет, он ринулся после школы в Сибирь —повидать белый свет, и живет так «взахлеб», так живо и щедро тратя себя в работе, так весело схватываясь со всеми трудностями, так простодушно и доверчиво относясь к лю­ дям, что не полюбить его невозможно. Полюбим мы и Григория —замечатель­ ного русского умельца, печных дел масте­ ра из рассказа В. Потанина. Всю жизнь Григорий несет тепло людям, и каждая но­ вая сложенная им печь — произведение ис­ кусства, куда вложены и душа, и сердце. И когда впервые загорается в ней огонь и печется хлеб,— какое святое волнение пе­ реживает старый мастер! А вместе с ним и мы, читатели, потому что рассказ Потани­ на проникнут истинным восхищением теми, кто —основа основ родной земли: просты­ ми тружениками, кормильцами... Украшает сборник «Письма идут месяц» прекрасный рассказ Валентина Распутина «Василий и Василиса». Автор верен своей «деревенской» теме, разрабатывает ее глу­ боко, создавая свой почерк, свой язык. Это наиболее стилистически завершенное произ­ ведение в сборнике. Не будем пересказы­ вать здесь его содержание — скажем толь­ ко, что писатель раскрывает перед нами судьбы двух людей, проживших, жизнь трудно, во взаимных обидах и понявших в минуту последнего прощания свою горь­ кую ошибку... Интересен рассказ Анатолия Черноусова «Еловая ветка», где по-новому очерчен об­ раз молодого преподавателя вуза —интел­ лигента «первой генерации», человека, жи­ вущего полустуденчески, еще не умеющего побороть робости перед своими учениками. Свежая мысль присутствует в рассказе В. Левашова «Закон Солона» — законы технического прогресса порой бывают без­ жалостны, люди не должны следовать им слепо, иногда нужна и «оглядка»... Что сказать о других рассказах? На об­ щем фоне более слабыми выглядят три не­ большие новеллы Бориса Водопьянова, лоцмана по профессии. О лоцманской службе и написал Водопьянов —правдиво, заинтересованно, но, пожалуй, его вещи еще нельзя называть рассказами в полном смысле этого слова. Скорее это зарисовки. Может быть, составитель поспешил со включением этих вещей в сборник? Неяр­ кое впечатление оставляют и рассказы Ирины Ракши, Геннадия Сазонова, Юрия Леонова. Хотя и в них тот же светлый, добрый взгляд на мир, которым вообще проникнута вся эта книга... «Письма идут месяц» — хорошее попол­ нение библиотечки «Молодая проза Сиби­ ри». Мы знакомимся с разными творчески­ ми манерами писателей, перед нами разво­ рачивается широкая картина жизни социа­ листической Сибири. Э. ЯЗОВИЦКАЯ А. М. Грачев. Лесные шорохи. Повесть о природе. М., «Мысль», 1970. Огромный интерес читателей всех стран привлекает научно-популярная литература о живой природе. Одни специалисты объя­ сняют это увлечение стремительной урба­ низацией, отдаляющей человека от приро­ ды. Другие считают, что интерес этот зако­ номерен, когда во всех странах остро вста­ ет вопрос о спасении многих видов живот­ ных, которым грозит полное исчезновение. Нужно больше знать о природных ценно­ стях и богатствах, чтобы активнее охра­ нять их от варварского истребления. Так или иначе, но о широкой популярно­ сти произведений писателей-анималистов говорят их бесчисленные издания и пере­ издания, особенно таких классиков этого жанра, как Э. Сетон-Томпсон, Чарльз Ро­ бертс и прославившийся в послевоенное время Д. Дарелл. Большой любовью лю­ дей различных возрастов и профессий пользуются рассказы о животных наших ученых-натуралистов Е. Спангенберга и П. Мантейфеля. Начиная с книг В. Арсень­ ева, свой вклад в эту область литерату­ ры вносят и исследователи, краеведы, пи­ сатели Дальнего Востока. В книге «Лесные шорохи» А. Грачев вы­ ступает не только как художник, но и как натуралист, исследователь дальневосточ­ ной природы. Впрочем, уже в первых сво­ их книгах А. Грачев зарекомендовал себя большим любителем и знатоком родного »

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2