Сибирские огни № 08 - 1971
В труде находит свое место, свое при звание и герой рассказа Олега Корнильце- ва — интересного прозаика, дебютировав шего в «Сибирских огнях» несколько лет назад и ныне живущего в Ангарске. Героя зовут Василий, работает он на земснаря де — душой непоседлив, склонен к роман тике, а вот поди ж: осел на земснаряде и вдруг понял — здесь его место и только здесь! Ткань повествования очень богата — автор наделен тонким слухом, он умеет слышать и тихий плеск речной волны, и вечерние запахи лугов, и чутко улавливать оттенки человеческих настроений. Правда, эта утонченность в то же время и мешает Корнильцеву. Он «тонет» в обилии оттен ков, подробностей, не умея четко выстро ить сюжет, выделить в образе основное. И, тем не менее, «Погожий вечер» —один из наиболее ярких рассказов в книге. Более бесстрастно написан «Рыжий черт» Е. Марысаевым, но за этой кажу щейся простотой —уже довольно опытная рука автора нескольких книжек, известно го прозаика. Заслуга этого рассказа — оба ятельный, запоминающийся своей «свеже стью» образ Жорки —рыжего черта. Чер ту этому восемнадцать лет, он ринулся после школы в Сибирь —повидать белый свет, и живет так «взахлеб», так живо и щедро тратя себя в работе, так весело схватываясь со всеми трудностями, так простодушно и доверчиво относясь к лю дям, что не полюбить его невозможно. Полюбим мы и Григория —замечатель ного русского умельца, печных дел масте ра из рассказа В. Потанина. Всю жизнь Григорий несет тепло людям, и каждая но вая сложенная им печь — произведение ис кусства, куда вложены и душа, и сердце. И когда впервые загорается в ней огонь и печется хлеб,— какое святое волнение пе реживает старый мастер! А вместе с ним и мы, читатели, потому что рассказ Потани на проникнут истинным восхищением теми, кто —основа основ родной земли: просты ми тружениками, кормильцами... Украшает сборник «Письма идут месяц» прекрасный рассказ Валентина Распутина «Василий и Василиса». Автор верен своей «деревенской» теме, разрабатывает ее глу боко, создавая свой почерк, свой язык. Это наиболее стилистически завершенное произ ведение в сборнике. Не будем пересказы вать здесь его содержание — скажем толь ко, что писатель раскрывает перед нами судьбы двух людей, проживших, жизнь трудно, во взаимных обидах и понявших в минуту последнего прощания свою горь кую ошибку... Интересен рассказ Анатолия Черноусова «Еловая ветка», где по-новому очерчен об раз молодого преподавателя вуза —интел лигента «первой генерации», человека, жи вущего полустуденчески, еще не умеющего побороть робости перед своими учениками. Свежая мысль присутствует в рассказе В. Левашова «Закон Солона» — законы технического прогресса порой бывают без жалостны, люди не должны следовать им слепо, иногда нужна и «оглядка»... Что сказать о других рассказах? На об щем фоне более слабыми выглядят три не большие новеллы Бориса Водопьянова, лоцмана по профессии. О лоцманской службе и написал Водопьянов —правдиво, заинтересованно, но, пожалуй, его вещи еще нельзя называть рассказами в полном смысле этого слова. Скорее это зарисовки. Может быть, составитель поспешил со включением этих вещей в сборник? Неяр кое впечатление оставляют и рассказы Ирины Ракши, Геннадия Сазонова, Юрия Леонова. Хотя и в них тот же светлый, добрый взгляд на мир, которым вообще проникнута вся эта книга... «Письма идут месяц» — хорошее попол нение библиотечки «Молодая проза Сиби ри». Мы знакомимся с разными творчески ми манерами писателей, перед нами разво рачивается широкая картина жизни социа листической Сибири. Э. ЯЗОВИЦКАЯ А. М. Грачев. Лесные шорохи. Повесть о природе. М., «Мысль», 1970. Огромный интерес читателей всех стран привлекает научно-популярная литература о живой природе. Одни специалисты объя сняют это увлечение стремительной урба низацией, отдаляющей человека от приро ды. Другие считают, что интерес этот зако номерен, когда во всех странах остро вста ет вопрос о спасении многих видов живот ных, которым грозит полное исчезновение. Нужно больше знать о природных ценно стях и богатствах, чтобы активнее охра нять их от варварского истребления. Так или иначе, но о широкой популярно сти произведений писателей-анималистов говорят их бесчисленные издания и пере издания, особенно таких классиков этого жанра, как Э. Сетон-Томпсон, Чарльз Ро бертс и прославившийся в послевоенное время Д. Дарелл. Большой любовью лю дей различных возрастов и профессий пользуются рассказы о животных наших ученых-натуралистов Е. Спангенберга и П. Мантейфеля. Начиная с книг В. Арсень ева, свой вклад в эту область литерату ры вносят и исследователи, краеведы, пи сатели Дальнего Востока. В книге «Лесные шорохи» А. Грачев вы ступает не только как художник, но и как натуралист, исследователь дальневосточ ной природы. Впрочем, уже в первых сво их книгах А. Грачев зарекомендовал себя большим любителем и знатоком родного »
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2