Сибирские огни № 08 - 1971
Неоспоримые достоинства творчества Т. Белозерова не могут скрыть от нас и присущих ему недостатков. Так, мне дума ется, что он еще в недостаточной степени использует ритмико-интонационную энер гию стиха. Хочется пожелать расширения тематики и проблематики, большего при ближения к современной городской циви лизации. В отчетном докладе на Третьем съезде писателей Российской Федерации А. Л. Бар то, рассказав о достижениях советской детской литературы, заметила: «Не так давно вышла новая книжка сибиряка Ти мофея Белозерова «Таежный светофор». Стихи его подчас ритмически однообразны, но их бесспорное достоинство в том, что даже короткое стихотворение — цельное, законченное... Привлекает и то, что Бело зеров пишет о людях негромких профессий. Письма идут месяц. Рассказы. Новосибирск. Сборник рассказов, появившийся в серии «Молодая проза Сибири», интересен преж де всего тем, что предметом изображения для четырнадцати представленных читате лю новеллистов является сегодняшний день Сибири. А день этот, как нам всем из вестно, наполнен напряженным трудом, созиданием,, решением всяческих неотлож ных проблем, в том числе и нравственных, борьбой характеров, столкновениями чело веческих судеб — короче, всеми радостями и печалями жизни... Об этом и повествуют нам мглодые — уже окрепшие и только еще вступающие в литературу —сибирские прозаики. Причем повествуют отнюдь не поверхностно — психологизм, углубление в душевный склад своих героев отличают большинство рассказов. А все вместе они живо лепят многогранный образ современ ника—рабочего, геолога, инженера, уче ного, солдата, студента, деревенского печ ника... И главными чертами этого собира тельного образа становятся гражданское беспокойство о своем деле, чувство причаст ности ко всему, что происходит в мире, добрая любовь к человеку, природе, ко всему живому. Герой рассказа Виталия Жигалкина «И нет тому конца и начала» инженер-взрыв ник, устав от городской суеты, от диа грамм и формул, от асфальта, от машин, от многолюдия, мечтает, как о чем-то див но-прекрасном, о дальневосточной деревне Джонки, где он родился и рос. Эту мечту он внушает и своей маленькой дочке — ему жаль, что она, выросшая вдали от приро ды, не знает «ни леса, ни дикого виногра да, ни лимонника» и «даже, кажется, ни разу не ходила босиком по траве»... И од нажды, взяв отпуск, он берет свою дочку и уезжает в Джонки, заранее предвкушая безмятежное, полное тишины и общения с деревьями и травами, время. И он наслаж- что тоже, к сожалению, не часто в детской поэзии...» Последняя книга Т. Белозерова «Кладо вая ветра» —значительный шаг вперед в творческом развитии поэта. В ней читатель найдет стихи для самых маленьких и сказ ки в стихах для ребятишек постарше, про заическую —очень современную по мате риалу— пьесу «Прощай, робот!» для млад ших школьников и— главное! — много стихов по-настоящему поэтичных, интерес ных для взрослых и детей всех возрастов. Т. Белозеров говорит своим голосом, кото рый не спутаешь с голосами других дет ских поэтов. Он пестует добрые чувства, пробуждает любовь к природе и Родине, любовь к прекрасному и повседневному труду. н. СОКОЛОВ Зап.-Сиб. кн. изд., 1970. дается этим временем... ровно четыре дня, А на пятый он уже сравнивал виноградную лозу с детонирующим шнуром, и ему уже мерещилась лаборатория, перед глазами вставали расчеты, он тосковал по своим справочникам, пособи^, он рвался к сво им взрывам, к своему рабочему столу — потому, что в наше время, в нашем обще стве человек и его дело —это единый ор ганизм, с единой дыхательной системой, и жизнь без этого дела — не жизнь, как бы прекрасна ни была она сама по себе... Эту же мысль несут в себе и другие про изведения сборника — «Внимание, вклю чаю высокое» Давида Константиновского, «Погожий вечер» Олега Корнильцева, «Ры жий черт» Евгения Марысаева, «Русская печка» Виктора Потанина. Все четыре рас сказа—очень разные и каждый по своему любопытен. Д. Константиновский вводит нас в мир ученых, в будни большого науч но-исследовательского института, где все живут в напряженном ожидании открытия, возясь в то же время целыми днями с об горевшими концами какого-нибудь кабеля, с каким-нибудь винтиком, из-за которого шеф может учинить настоящий разгон... Автор хорошо знает среду, о которой пи шет,— в рассказе все точно, все достовер но, радует к тому же и крепнущее Профес сиональное мастерство молодого писателя. И здесь главное, то, чем живут герои пове ствования — «шеф» Разумов, научные со трудники, лаборанты,— определяется сло вами «труд», «поиск», «познание». Неспро ста один из персонажей, Олег, «трогает ру кой стойки пульта, когда Михаил Михалыч отвернулся, прижимается к панели щекой. Наверное, люди, родина которых в дерев не, гладят так деревья и прислоняются к березовой коре». Очень точно найденная де таль!
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2