Сибирские огни № 08 - 1971

Неоспоримые достоинства творчества Т. Белозерова не могут скрыть от нас и присущих ему недостатков. Так, мне дума­ ется, что он еще в недостаточной степени использует ритмико-интонационную энер­ гию стиха. Хочется пожелать расширения тематики и проблематики, большего при­ ближения к современной городской циви­ лизации. В отчетном докладе на Третьем съезде писателей Российской Федерации А. Л. Бар­ то, рассказав о достижениях советской детской литературы, заметила: «Не так давно вышла новая книжка сибиряка Ти­ мофея Белозерова «Таежный светофор». Стихи его подчас ритмически однообразны, но их бесспорное достоинство в том, что даже короткое стихотворение — цельное, законченное... Привлекает и то, что Бело­ зеров пишет о людях негромких профессий. Письма идут месяц. Рассказы. Новосибирск. Сборник рассказов, появившийся в серии «Молодая проза Сибири», интересен преж­ де всего тем, что предметом изображения для четырнадцати представленных читате­ лю новеллистов является сегодняшний день Сибири. А день этот, как нам всем из­ вестно, наполнен напряженным трудом, созиданием,, решением всяческих неотлож­ ных проблем, в том числе и нравственных, борьбой характеров, столкновениями чело­ веческих судеб — короче, всеми радостями и печалями жизни... Об этом и повествуют нам мглодые — уже окрепшие и только еще вступающие в литературу —сибирские прозаики. Причем повествуют отнюдь не поверхностно — психологизм, углубление в душевный склад своих героев отличают большинство рассказов. А все вместе они живо лепят многогранный образ современ­ ника—рабочего, геолога, инженера, уче­ ного, солдата, студента, деревенского печ­ ника... И главными чертами этого собира­ тельного образа становятся гражданское беспокойство о своем деле, чувство причаст­ ности ко всему, что происходит в мире, добрая любовь к человеку, природе, ко всему живому. Герой рассказа Виталия Жигалкина «И нет тому конца и начала» инженер-взрыв­ ник, устав от городской суеты, от диа­ грамм и формул, от асфальта, от машин, от многолюдия, мечтает, как о чем-то див­ но-прекрасном, о дальневосточной деревне Джонки, где он родился и рос. Эту мечту он внушает и своей маленькой дочке — ему жаль, что она, выросшая вдали от приро­ ды, не знает «ни леса, ни дикого виногра­ да, ни лимонника» и «даже, кажется, ни разу не ходила босиком по траве»... И од­ нажды, взяв отпуск, он берет свою дочку и уезжает в Джонки, заранее предвкушая безмятежное, полное тишины и общения с деревьями и травами, время. И он наслаж- что тоже, к сожалению, не часто в детской поэзии...» Последняя книга Т. Белозерова «Кладо­ вая ветра» —значительный шаг вперед в творческом развитии поэта. В ней читатель найдет стихи для самых маленьких и сказ­ ки в стихах для ребятишек постарше, про­ заическую —очень современную по мате­ риалу— пьесу «Прощай, робот!» для млад­ ших школьников и— главное! — много стихов по-настоящему поэтичных, интерес­ ных для взрослых и детей всех возрастов. Т. Белозеров говорит своим голосом, кото­ рый не спутаешь с голосами других дет­ ских поэтов. Он пестует добрые чувства, пробуждает любовь к природе и Родине, любовь к прекрасному и повседневному труду. н. СОКОЛОВ Зап.-Сиб. кн. изд., 1970. дается этим временем... ровно четыре дня, А на пятый он уже сравнивал виноградную лозу с детонирующим шнуром, и ему уже мерещилась лаборатория, перед глазами вставали расчеты, он тосковал по своим справочникам, пособи^, он рвался к сво­ им взрывам, к своему рабочему столу — потому, что в наше время, в нашем обще­ стве человек и его дело —это единый ор­ ганизм, с единой дыхательной системой, и жизнь без этого дела — не жизнь, как бы прекрасна ни была она сама по себе... Эту же мысль несут в себе и другие про­ изведения сборника — «Внимание, вклю­ чаю высокое» Давида Константиновского, «Погожий вечер» Олега Корнильцева, «Ры­ жий черт» Евгения Марысаева, «Русская печка» Виктора Потанина. Все четыре рас­ сказа—очень разные и каждый по своему любопытен. Д. Константиновский вводит нас в мир ученых, в будни большого науч­ но-исследовательского института, где все живут в напряженном ожидании открытия, возясь в то же время целыми днями с об­ горевшими концами какого-нибудь кабеля, с каким-нибудь винтиком, из-за которого шеф может учинить настоящий разгон... Автор хорошо знает среду, о которой пи­ шет,— в рассказе все точно, все достовер­ но, радует к тому же и крепнущее Профес­ сиональное мастерство молодого писателя. И здесь главное, то, чем живут герои пове­ ствования — «шеф» Разумов, научные со­ трудники, лаборанты,— определяется сло­ вами «труд», «поиск», «познание». Неспро­ ста один из персонажей, Олег, «трогает ру­ кой стойки пульта, когда Михаил Михалыч отвернулся, прижимается к панели щекой. Наверное, люди, родина которых в дерев­ не, гладят так деревья и прислоняются к березовой коре». Очень точно найденная де­ таль!

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2