Сибирские огни № 08 - 1971

жизни —ведь дети чутко чувствуют фальшь и нарочитость. Это прирожденная способ­ ность во взрослом возрасте видеть мир так, как его видят дети: ясно, в живой конкрет­ ности, не обесцвеченной абстрагированием мышления. Видеть — и всему удивляться. Эта черта дарования Т. Белозерова зримо проявляется во всех его лучших стихах и — особенно — в стихах для самых маленьких. Вот его стихотворение «Сверлышко»: —Отчего, как стеклышко, Ты сияешь, сверлышко? Было ржавым — Стало новым. Что ты сделало такого? —Ничего плохого: Десять дырок В чурбаке И мозольку на руке! В упомянутых записках К. И. Чуковский убедительно доказывает, что работа писа­ теля складывается из двух слагаемых: вдох­ новения и кропотливого, длительного тру­ да. Опытный взгляд профессионала обна­ ружит в произведениях Т. Белозерова обе эти разнородные взаимодополняющие части. Вдохновению поэт обязан счастливыми «на­ ходками», неожиданным взглядом на зна­ комые вещи, большими и маленькими «открытиями» в давно' изученном мире, ритмико-интонационными аккордами и узо­ рами, которые украшают его стихи, а не­ редко являются поэтическими зернами, из которых они вырастают. В то же время от- деланность каждой строки, точность каж­ дого слова в стихотворении, отсутствие язы­ ковых и фонетических «огрехов», предель­ ная лаконичность — молчаливо свидетель­ ствуют о взыскательном, упорном труде Т. Белозерова над каждым произведением. В качестве примера можно привести загад­ ку «Рубанок»: По деревянной речке Бежит кораблик новый* Свивается в колечки Дымок его Сосновый. Или скороговорку: У боярина Бобра . Нет богатства, нет добра. Два бобренка у Бобра — Лучше всякого Добра! От стихов для детей прежде всего мы вправе требовать поэтичности. У Т. Бело­ зерова даже в таком, я бы сказал, прикладном жанре, как жанр загадки, ощу­ тимо дыхание подлинной поэзии. Преодо­ левая ритмическую скованность и тяготение к шаблонным, устоявшимся выражениям, Т. Белозеров почти всегда прорывается к живому русскому языку: Вот чудеса! Лишь зажмурю глаза — - , Вижу, как в зеркале, все голоса! Вижу я дворника голос усатый. Шарканье йог и брюзжанье лопаты. Вижу я серые крики ворон. Желтый и красный Трамвайный трезвон. Вижу я лестницы скрип деревянный, Голос сестренки, с мороза румяный. Вот он растаял за шторой в окне, Сбросив сосульку За шиворот мне. Устав от словесных выкрутасов иных литераторов, испытываешь особое удоволь­ ствие при встрече с естественностью и му­ зыкальностью родной речи. Если приглядеться к современной дет­ ской литературе, то нетрудно будет уви­ деть, что одни писатели вводят ребенка в мир нашей жизни, другие — ведут его в давно знакомый и во многом уже далекий от действительности, а порой и вовсе ил­ люзорный мирок курочек и Мурочек, кро­ вожадных волков и упрямых ослов... Т. Белозеров вводит ребенка в реальный мир современного человека — в мир под­ линных вещей и предметов, таких, как ру­ банок и топор, телеграфные столбы и сос­ ны, машины и пароходы. В мир, где живут реальные люди —охотники и матросы, ба­ кенщики и капитаны, туристы и плотого­ ны... Как всякий взыскательный поэт, Т. Бе­ лозеров далек от нарочитой удручающей назидательности и от искаженного изобра­ жения действительности. Он раскрывает перед ребенком красоту мира и питает этим любовь к нему. Таковы его стихи «На радуге», «Таежный светофор», «Июль под мышкой» и многие другие. Неистощимая фантазия, гибкая изобретательность позво­ ляют поэту показать знакомый мир в но­ вом свете, в обыденном увидеть необычай­ ное, в прозаическом почувствовать поэзию. Для детей, например, он придумал цветные голоса, страну сосулек, синий час, лето в туеске, открыл круглый город — город футболистов на острове «Мимонепнут», по­ казал огород в кармане и т. д. Выдумка в детской литературе — силь­ нодействующее средство, и обращаться с ней следует с осторожностью. В полной мере это относится и к жанру небылицы. Некоторые читатели наивно полагают, что небылица —это искусно выраженная чепу­ ха или хитроумно спрятанный «педагогиче­ ский урок»: надо умываться, мыть гряз­ ную посуду, рассеянность смешна и т. п. Эта утилитарная сторона — отнюдь не главное. Прелесть и ценность небылиц в ином. Разбираясь в причудливом нагромо­ ждении несуразностей и нелепиц, ребенок убеждается в правильности образовавших­ ся у него представлений и понятий, учится отличать существующее от выдуманного, возможное от невозможного. Небылицы — это элементы высшей сложности в умст­ венной гимнастике ребенка. Восхищаясь своеобразием выдумки, необычайностью сопоставлений и ситуаций, он приучается метафорически мыслить, чувствует себя человеком умным, не лишенным юмора и фантазии. А убедиться в этом ему необхо­ димо и приятно. Не без успеха пробует свои силы в этом редкостном жанре и Т. Белозеров. Я видел подснежник в осеннем лесу, Где заяц тащил по опушке лису И волк за охотником крался...

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2