Сибирские огни № 08 - 1971

У книжной полки Т. Белозеров. Кладовая ветра. М., «Дет. лит.», 1970: Тимофею Белозерову на свою писатель­ скую судьбу вроде бы жаловаться нечего: книги его стихов для детей издаются в Новосибирске и Свердловске, Барнауле и Москве. Так, в 1968 году Алтайское изда­ тельство выпустило сборник его загадок «Орешки», а «Детская литература» —кни­ гу стихов «Таежный светофор». В 1969 го­ ду в Свердловске вышла книжка «Гулень­ ки», а в издательстве «Советская Россия» — сборник «Синий час». В 1970 году «Дет- кая литература» выпустила первую «солид­ ную» книгу стихов и сказок «Кладовая ветра» и отдельно сказку в стихах «Лесной плакунчик» с иллюстрациями художника В. Сутеева. Десять лет назад Т. Белозеров учился на заочном отделении литературного института им А. М. Горького и занимался в семинаре, которым руководил я. От других участни­ ков семинара он отличался скромной мол­ чаливостью. Живость натуры и кровная за­ интересованность во всем, что касалось поэ­ зии, обнаруживались только в порывистой горячности немногословных выступлений. Тогда он писал стихи и для взрослых, и для детей. Теперь, когда Т. Белозеров опре­ делился как поэт для детей, стало ясно — этс его призвание. Таково своеобразное со­ четание особенностей его натуры и поэтиче­ ского дара. А овладев труднодоступным ис­ кусством детской поэзии, Т. Белозеров стал и поэтом для взрослых. Об этом говорят его новые стихи, вошедшие в «Кладовую вет­ ра». Например, отныне неотступно со мной созданный им в стихотворении «В поле» образ волчонка, которого старая волчица- мать уводит от опасности в зеленый мир жизни: Ветры клонят медуницу. Спелой озимью горчат... В поле выгнали волчицу Вместе с выводком волчат. По жаре трусит волчонок. Неуклюжий, словно краб, И кузнечики спросонок Шумно брызжут из-под лап. Впереди —овечьи тропы. Солнце, травы да леса, Позади —железный топот И людские Голоса. Охрана живой природы, сохранение сба­ лансированного равновесия в ней в наши дни стали проблемами науки. Я прочел не одну статью на эту тему, все они обраща­ лись к разуму. Т. Белозеров взывает к серд­ цу. Он написал это стихотворение для де­ тей, но это и стихи для взрослых. Образ стихотворения многогранен и емок, эмоцио­ нально действенен. Дети, которые читают такие стихи, никогда не станут бездумными врагами природы. Они не станут мучить соседскую кошку и не зажарят черного ле­ бедя из зоопарка. Животные будут для них бессловесными «меньшими братьями». И ребенок и взрослый,—каждый найдет сьое и в пейзажном стихотворении Т. Бело­ зерова «Сентябрь»: По алым перьям снегиря Течет прохлада сентября. В сухом бору дремота сосен. Покоем веет от полей... На юг уходит наша осень. Держась за нитку Журавлей. В начале 1970 года еженедельник «Ли­ тературная Россия» опубликовал удиви­ тельно ясные и обаятельные записки одного из создателей большой литературы для ма­ леньких К. И. Чуковского «Признания ста­ рого сказочника». В этих записках он гово­ рит о душевной «детскости», как необходи­ мейшей черте настоящего детского писате­ ля: «Горе тому детскому писателю, кто не умеет хоть на время расстаться со своей взрослостью, выплеснуться из нее, из ее забот и досад, и превратиться в сверстника тех малышей, к кому он адресуется со сво­ ими стихами». Для Т. Белозерова это по­ стоянное душевное состояние, а не «прино- ровление» к детской психике, не беседа «сверху вниз», не упрощение сложностей

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2