Сибирские огни № 08 - 1971
лялось самое существенное, принципиально новое в характере развития советской лите ратуры. Мы и сегодня можем подписаться под словами В. Зазубрина, который требо вал: «Писатель должен острым творческим взглядом разрезать кажущийся хаос буден революции, оголить, уловить его здоровые тенденции... Писатель должен, по удачному выражению Л. Толстого, «заразить» нас здоровыми эмоциями, созвучными нашей великой эпохе... Мы предъявляем к писа телю требования горьковского читателя: «...Где же призыв к творчеству жизни, где уроки мужества, где бодрые слова, окры ляющие душу?» В докладе В. Зазубрина звучали слова Л. Толстого, Гете, Горького, Гоголя совсем не случайно, ибо в вопросе о классическом наследстве он занимал правильные ленин ские позиции. Сам же особенно чтил Ф. М. Достоевского и, несомненно, учился у него. Любопытна в этом отношении его «встреча» с Достоевским в Кузнецке, где когда-то служил опальный писатель: «Горя чее волнение на секунду сжало мне грудь. Мне казалось, что здесь я найду неостыв шие следы Федора Михайловича, что я бу ду торопиться за ним, уходящим где-то совсем рядом, я почти физически ощутил теплоту его слегка сгорбленной спины». Жгучая острота восприятия «живого» До стоевского несомненно соотносится с неза бываемым восприятием неумирающего твор чества великого писателя, с признанием его силы и значения и для себя лично и для судеб русской литературы. В этой же связи чрезвычайно важно отметить отношение В. Зазубрина к М. Горькому. Во времена, - когда напостовцы и рап- повцы упорно продолжали считать М. Горь кого то попутчиком, то «идеологом проме жуточных слоев общества, которые пошли в Октябрьскую революцию за нами» («На литературном посту», 1928, № 4, с. 94), а некоторые журналисты Новосибирска даже шельмовали писателя, В. Зазубрин писал в «Сибирских огнях»: «Можно без преуве личения сказать, что ни один из наших великих писателей не пользовался такой популярностью, такой любовью самых низо вых читательских масс, какой окружено сей час имя Максима Горького. Нет, как хотите, но он именно первый сказал настоящее сло во. Он первый позвал на борьбу с гнусным самодержавием и мещанской косностью, с извечной ленью русского человека... Он — первый писатель пролетариата, он —буре вестник» (1928, № 2, с. 3). Нам сегодня может показаться неумест ным и странным полемический тон в раз решении такого «простого» вопроса: «Нет, как хотите»,— тогда же это было актом смелого и последовательного отстаивания своих принципов, принципов подлинно ре волюционного реалистического искусства. В своей творческой практике, в отборе художественных произведений, критических статей и рецензий для журнала и в собст венной литературно-критической работе За зубрин выступал как убежденный писатель- реалист, в задачу которого входит бороть ся за осуществление идей пролетариата и «зрать нас вперед и выше». «Мы против,— говорил он на съезде,—бескостного, без зубого «объективного» бытовизма. Мы про тив того, чтобы художник рисовал мопса, вполне схожего с натурой. По словам Ге те, от этого станет только одним мопсом больше» («Сибирские огни», 1926, № 3, с. 211) . Но справедливо требуя «утверждаю щего» реализма, он хорошо понимал, что необходим диалектический подход к прак тическому осуществлению этого основопо лагающего принципа нового искусства. «Пи сатель не должен «пугаться» жизни,—ут верждал Зазубрин в статье «Литератур ная пушнина».—Он должен понять, что нет утверждения без отрицания. Чтобы утвер дить новое, надо перешагнуть через старое. Вот только перешагнуть надо просто, стро го и мудро, без ненужного кривляния (это, мол, нам что, пустяки), без ненужного на дрыва и «упадничества». Перешагнуть мудро, перешагнуть без кривляний и надрывов —как великолепно и точно сказано! Этого-то нам частенько и недоставало, когда возникала необходи мость перешагнуть через обветшалые, от жившие уже «истины». «Не пугаться» жиз ни —мысль плодотворная и неумирающая, обосновывающая как творческую практи ку самого Зазубрина, так и его отношение к произведениям критическим, сатирическим, обосновывающая «бесстрашный реализм», который в советской литературе из года в год набирал все большую и большую силу. Следовательно, по основным вопросам развития советской литературы В. Зазубрин занимал в те годы подлинно партийную по зицию. И вполне закономерно, что после ухода его из журнала «Сибирские огни» под держал Зазубрина М. Горький. В. Зазубрин был главой Союза сибирских писателей. Какую политику проводил он в важных тогда организационных вопросах? Пожалуй, исчерпывающий ответ мы най дем в его докладе «Писатели и Октябрь в Сибири», произнесенном в ноябре 1927 го да. И по форме и по существу эта блестя щий доклад с трезвым и по-своему глубо ким анализом состояния организационных дел. Объяснив, почему ни одна из московских организаций не могла удовлетворить си бирских писателей и они решили создать Союз сибирских писателей со своей платформой, В. Зазубрин не стал выдавать эту платформу за архиреволюционную. «Я должен характеризовать эту организа цию, как организацию левопопутническую»,— сказал он, учитывая слабую пролетарскую прослойку в Сибири. Но поскольку Союз всерьез* руководствуется резолюцией ЦК 1925 года, то он, по мнению Зазубрина, вправе ставить и 'решать все вытекающие из этой резолюции проблемы. «Эмигранты не верят в возможность перевода крестьянских писателей на рель сы пролетарской идеологии,— полемизиро
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2