Сибирские огни № 08 - 1971

они из него сияющие, обмытые, взбодренные синей водой облачных высот». Есть в очерке целые страницы непосредст­ венно о себе, завороженно стоящем перед Томским университетом и вспоминающем, как ровно десять лет назад он вмес­ то университета попал в тюрьму. С благо­ говением входит он в унивецситегскую биб­ лиотеку и видит книги в огромных храни­ лищах, каждая из которых — «миллиметро­ вый шаг вперед... миллиметровый наре- зик на стальном винте истории». В Кузнец­ ке писатель примечает спокойного челове­ ка, председателя исполкома, большевика, бывшего московского пекаря, главного за­ чинщика многих хороших дел в городе, и произносит примечательные по тому вре­ мени слова: «Город Кузнецк стоит на золоте, угле и железе. И пекарь-большевик... знает, что город этот станет центром богатейшего края, что городу этому суждено рас- цвесть». Многозначительны последние страницы очерка о богатствах сибирского края, о по­ ющих машинах, о детях, которые «в пользу Авиахима собирают свои скромные медя­ ки», о весенней земной и воздушной пахоте, которая «непременно землю нашу изменит, преобразует, украсит». Увидев ритмично ды­ шащий, работающий и поющий мир, сумев передать увиденное своему читателю, З а ­ зубрин еше скажет несколько простых слов о себе: «Я улыбаюсь и пишу что-то в за­ писной книжке о здешней богатой земле, о машинах и детях» И в этой простоте и от» крытости весь истинный Владимир Яковле­ вич — советский патриот, большой ум­ ный человек. В годы, когда в советской литературе участилось появление произведений, вы­ званных непониманием реальных целей нэ­ па, когда, по словам Зазубрина, завеяли «ветры неверия» и «обывательские крысы» удирают «с мнимо тонущего корабля», В. Зазубрин пишет взволнованный лири­ ческий очерк о замечательных советских людях, тьорящих историю, очерк полный веры в грядущий день. В эти же годы В. Зазубрин часто высту­ пал с непосредственным выражением своих литературно-эстетических позиций, которые, вольно или невольно, отражались по-своему в его прозе. Материалы Первого съезда пи­ сателей Сибири. душой которого, по всеоб­ щему признанию, был В. Зазубрин, статья «Литературная пушнина», доклады «Проза «Сибирских огней» за пять лет; «Писатели и Октябрь в Сибири» плюс многочисленные рецензии дают довольно полное представле­ ние о взглядах писателя на литературу и процессы, которые в то время в ней про­ исходили. Необходимо начать с того, что в это время в центре шла ожесточенная группо­ вая борьба что все больший и больший вес приобретала группа писатетей, объединяв­ шихся в такие организации, как МАПП и ВАПП, а с 1928 года в РАПП, достоинства и пороки которых сейчас более или менее известны. Достоинства этих организаций за­ ключались в том, что они на деле взялись создавать пролетарскую социалистическую литературу, что они решительно отстаивали реализм, выступая против всех видов дека­ дентского искусства, наконец, они были убе­ ждены: пролетарская литература не может существовать вне партийного влияния. Эти качества и привлекали к ним многих писа­ телей советской страны. Какова была позиция В. Зазубрина, наи­ более влиятельного писателя в литератур­ ных кругах Сибири? Ответ содержится прежде всего в материалах съезда, в до­ кладе В. Зазубрина «Писатель, литература, революция» и в рс-ролюции, принятой по этому докладу, затем в докладе «Писатели и Октябрь в Сибири», произнесенном спу­ стя год после съезда. При внимательном изучении взглядов В. Зазубрина по вопросам литературы сей­ час сравнительно легко обнаружить «ро­ димые пятна» времени, показать его ошибоч­ ные, вульгаризаторские положения. В конкретных оценках некоторых произ­ ведений он был и бездоказателен, и неточен, и пристрастен. Сейчас с высоты более чем, пятидесятилетнего пути развития советской литературы нам многое виднее. Но не за­ мечать плодотворное в его высказываниях мы тоже не имеем права. Так в вопросе «быть или не быть» про­ летарской литературе в переходный период от капитализма к социализму он явно в противовес Троцкому отвечал: быть! Во вступительном слове при открытии Первого Сибирского съезда писателей он сказал: «Мы сторонники бережного, осторожного выдви­ жения молодых писателей из среды кресть­ ян и рабочих. ...Мы считаем, что кровь ли­ тературы, кровь по преимуществу интелли­ гентская, должна быть освежена молодой кровью того класса, которому сейчас при­ надлежит власть в стране, и того класса, с которым он работает в тесном союзе». Сказано и образно и верно, в духе уже со­ стоявшегося Постановления ЦК ВКП(б) от 18 VI. 1925 года «О политике пар­ тии в области художественной литера­ туры». Здесь же в докладе он четко определит место писателя в ходе общест­ венного развития, по сути дела скажет о партийности советской литературы. «Мы заявляем,— говорил В Зазубрин,— место писателя в лагере тех, кто борется за сча­ стье авангарда человечества —пролетариа­ та, т. е. в конечном счете — за счастье все­ го человечества Нам могут возразить — вы насилуете волю писателя, вы лишаете его творчество необходимой свободы. Позво­ лим себе этот довод отвести словами Влади­ мира Ильича Ленина»,— и далее идут знаме­ нитые ленинские положения, начинающие­ ся словами: «Жить в обществе и быть сво­ бодным от общества — нельзя...» Очень не­ многие в то время обращали внимание на высказывания Ь. И. Ленина по вопросам ис­ кусства, не часто с такой ясностью опреде

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2