Сибирские огни № 08 - 1971
они из него сияющие, обмытые, взбодренные синей водой облачных высот». Есть в очерке целые страницы непосредст венно о себе, завороженно стоящем перед Томским университетом и вспоминающем, как ровно десять лет назад он вмес то университета попал в тюрьму. С благо говением входит он в унивецситегскую биб лиотеку и видит книги в огромных храни лищах, каждая из которых — «миллиметро вый шаг вперед... миллиметровый наре- зик на стальном винте истории». В Кузнец ке писатель примечает спокойного челове ка, председателя исполкома, большевика, бывшего московского пекаря, главного за чинщика многих хороших дел в городе, и произносит примечательные по тому вре мени слова: «Город Кузнецк стоит на золоте, угле и железе. И пекарь-большевик... знает, что город этот станет центром богатейшего края, что городу этому суждено рас- цвесть». Многозначительны последние страницы очерка о богатствах сибирского края, о по ющих машинах, о детях, которые «в пользу Авиахима собирают свои скромные медя ки», о весенней земной и воздушной пахоте, которая «непременно землю нашу изменит, преобразует, украсит». Увидев ритмично ды шащий, работающий и поющий мир, сумев передать увиденное своему читателю, З а зубрин еше скажет несколько простых слов о себе: «Я улыбаюсь и пишу что-то в за писной книжке о здешней богатой земле, о машинах и детях» И в этой простоте и от» крытости весь истинный Владимир Яковле вич — советский патриот, большой ум ный человек. В годы, когда в советской литературе участилось появление произведений, вы званных непониманием реальных целей нэ па, когда, по словам Зазубрина, завеяли «ветры неверия» и «обывательские крысы» удирают «с мнимо тонущего корабля», В. Зазубрин пишет взволнованный лири ческий очерк о замечательных советских людях, тьорящих историю, очерк полный веры в грядущий день. В эти же годы В. Зазубрин часто высту пал с непосредственным выражением своих литературно-эстетических позиций, которые, вольно или невольно, отражались по-своему в его прозе. Материалы Первого съезда пи сателей Сибири. душой которого, по всеоб щему признанию, был В. Зазубрин, статья «Литературная пушнина», доклады «Проза «Сибирских огней» за пять лет; «Писатели и Октябрь в Сибири» плюс многочисленные рецензии дают довольно полное представле ние о взглядах писателя на литературу и процессы, которые в то время в ней про исходили. Необходимо начать с того, что в это время в центре шла ожесточенная группо вая борьба что все больший и больший вес приобретала группа писатетей, объединяв шихся в такие организации, как МАПП и ВАПП, а с 1928 года в РАПП, достоинства и пороки которых сейчас более или менее известны. Достоинства этих организаций за ключались в том, что они на деле взялись создавать пролетарскую социалистическую литературу, что они решительно отстаивали реализм, выступая против всех видов дека дентского искусства, наконец, они были убе ждены: пролетарская литература не может существовать вне партийного влияния. Эти качества и привлекали к ним многих писа телей советской страны. Какова была позиция В. Зазубрина, наи более влиятельного писателя в литератур ных кругах Сибири? Ответ содержится прежде всего в материалах съезда, в до кладе В. Зазубрина «Писатель, литература, революция» и в рс-ролюции, принятой по этому докладу, затем в докладе «Писатели и Октябрь в Сибири», произнесенном спу стя год после съезда. При внимательном изучении взглядов В. Зазубрина по вопросам литературы сей час сравнительно легко обнаружить «ро димые пятна» времени, показать его ошибоч ные, вульгаризаторские положения. В конкретных оценках некоторых произ ведений он был и бездоказателен, и неточен, и пристрастен. Сейчас с высоты более чем, пятидесятилетнего пути развития советской литературы нам многое виднее. Но не за мечать плодотворное в его высказываниях мы тоже не имеем права. Так в вопросе «быть или не быть» про летарской литературе в переходный период от капитализма к социализму он явно в противовес Троцкому отвечал: быть! Во вступительном слове при открытии Первого Сибирского съезда писателей он сказал: «Мы сторонники бережного, осторожного выдви жения молодых писателей из среды кресть ян и рабочих. ...Мы считаем, что кровь ли тературы, кровь по преимуществу интелли гентская, должна быть освежена молодой кровью того класса, которому сейчас при надлежит власть в стране, и того класса, с которым он работает в тесном союзе». Сказано и образно и верно, в духе уже со стоявшегося Постановления ЦК ВКП(б) от 18 VI. 1925 года «О политике пар тии в области художественной литера туры». Здесь же в докладе он четко определит место писателя в ходе общест венного развития, по сути дела скажет о партийности советской литературы. «Мы заявляем,— говорил В Зазубрин,— место писателя в лагере тех, кто борется за сча стье авангарда человечества —пролетариа та, т. е. в конечном счете — за счастье все го человечества Нам могут возразить — вы насилуете волю писателя, вы лишаете его творчество необходимой свободы. Позво лим себе этот довод отвести словами Влади мира Ильича Ленина»,— и далее идут знаме нитые ленинские положения, начинающие ся словами: «Жить в обществе и быть сво бодным от общества — нельзя...» Очень не многие в то время обращали внимание на высказывания Ь. И. Ленина по вопросам ис кусства, не часто с такой ясностью опреде
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2