Сибирские огни № 08 - 1971
ской, в случаях безапелляционных сужде ний и приговоров. Крохотный рассказ В. Зазубрина «Чер ная молния» можно, например, прочитать только как ощутимый крен писателя в сто рону модного в двадцатых годах биологиз ма. Тут все время сопоставляется человек и зверь, выделяется одинаковость их чув ствований и побуждений. Бесспорно, есть в рассказе такие сопоставления, и, возмож но, они излишне навязчивы. Но в замысле произведения, во всей инструментовке рас сказа, в его окраске и тональности содер жится нечто большее, чем эти лежащие на поверхности сопоставления. Когда В. За зубрин рассказывает о старом вожаке гу синой стаи или о молодом и самоуверенном аисте, о гуране, объятом страстью, мы ви дим любовь писателя к огромному и прек расному живому миру, любовь, о которой он сам не говорит, которую не выказывает, ибо живет она в нем как органическое свойство, присущее нормальному здоровому человеку. И человек-зверь не вообще че ловек, а тот, кто владеет и пользуется ру жьем —«черной молнией» без ума и души. Закономерно, что этот рассказ впервые был опубликован в журнале «Охотник и пуш ник Сибири», всегда активно выступав шем в защиту природы. Очерк «Неезженными дорогами» начат в 1925 году (главки из него печатались в газете «Советская Сибирь» в ноябре 1925 года) и завершен в 1926. Заметно возросло писательское мастерство В. Зазубрина, а он еще более лаконичен и сдержан. Слова, сопрягающиеся в зримую картину, полно весны, они употребляются все в том же контрастном ключе, но продуманней и точ ней. В. Зазубрин уловил в очерковом жанре его удивительную гибкость и емкость, его свободу в обращении с конкретным мате риалом. Писатель взялся избразить одно волнующее его событие —полет аэроплана «Сибревком» по сибирским городам и се лам с агитационной целью, а попутно он «захватил» ряд других, коснулся их, по- своему важных и интересных, и они ока зались уместными, потому что все в очерке пропущено через душу писателя, прониза но его мироощущением. В сущности, это лирический очерк, весь залитый солнцем, радостью, особым душевным подъемом, так как «пусть человечество со временем дове дет конструкцию летательных машин до пре дельного совершенства, пусть, но гордую ра дость полета дано испытать и нам». Полет этот для него наполнен ранее неиспытанны ми чувствами и осмысливается как пред дверие к чему-то необычному и грандиоз ному Это—«первая борозда весенней вспашки», на которой скоро зазолотится полновесный колос будущего, это —распаш ка земной и небесной целины, начатая Ве ликим Октябрем. > В Зазубрин, уже зарекомендовавший себя как писатель с мрачноватой «достоев- щинкой», с обостренно-контрастной жест кой манерой письма, в этом очерке открыл ся для нас в своих разных истинных гра нях, еще раз подтверждающих вывод В. Правдухина: о чем бы ни писал Зазуб рин, он делал это «из любви к здоровому человеку». Да, В. Зазубрин снова, как в «Двух мирах», пишет об ужасах граждан ской войны (о роговщине в Кузнецке), с го речью рассказывает о неохраняемой от гибе ли старине, о захламленных кладбищах. Но уверенность в неодолимости нового сквозит в каждом его слове, гордость за со ветского человека, преобразующего мир, властвует в очерке, любовь к людям, к си бирскому краю, к родине светится в нем. В. Зазубрин требует объективности изоб ражения. Нередко он и здесь саркастичен, но все буквально залито улыбкой, востор гом, предощущением великих свершений. Прекрасны пилот Иеске и бортмеханик Брянцев. Это люди высокого мужества, онн всем существом преданы летному делу, подлинные его мастера. Брянцев ребячлив, подвижен и ловок, как акробат, на лице у него часто «вспыхивает обаятельнейшая улыбка». Другой Иеске. Он «по-звериному чутко, уверенно нюхает воздух, перебирает жестокими щетинистыми губами. Каменная ладонь его тяжело и властно ложится на борт самолета», он «чугунной статуей врос в сидение» и «глаза его насыщены густотой сверкающей лазури». «Чугунная статуя», в другом месте —«рудничная труба» с «ка менной ладонью», с «каменными пальца ми»,—таков Иеске, разведчик неба, стра стно мечтающий о том, когда «тысячи стальных птиц смогут подняться с земли СССР». Живописны крестьяне, которые толпами сбегались, чтобы посмотреть на «чудо», ис пытать радость полета. Зазубрин добро душно подтрунивает над ними, подмечает в них смешное и трогательное, старое и но вое, затем как вывод записывает для себя: «Деревня, поднятая над своими паш нями и избенками, уже новая деревня. Де ревня, почувствовавшая мощь и величие- культуры города, деревня, поверившая в нее крепко — ведь сами видели, сами летали, новая деревня. Деревня, затосковавшая о- полете, огорченная отказом (всем нельзя) — новая деревня». Прекрасны «сибхимы» и «губхимы», т. е. авиахимовцы, занимавшиеся большим де лом — и антиимпериалистической пропаган дой и сбором денег на новые самолеты. За зубрин чуток к их словам, иногда шаблон ным, истертым, но постоянно полон к ним глубочайшего уважения: «В обществе трех «химов» я думаю, что эти летающие люди крепче, чем кто-либо другой, стоят на земле, глубоко запустив в нее свои корни». И тут же авторский восторг, авторское восхищение, скрытое в протокольно-сухой фразе, но патетической по своей внутрен ней сути: «Я смотрел, как Иеске, с точностью ча сового механизма, совершал один за другим круговые полеты, как он сажал аэроплан точка в точку на то место, с которого под нялся. Я видел, как лезли в аэроплан уг рюмые черно-серые шахтеры, как выходили
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2