Сибирские огни № 08 - 1971
любит, как жаждет иметь от нее ребенка. Спинек же многоопытна, такие признания она слышит не впервые и довольно трезво его однажды спрашивает: « — Виктор Алексеевич, но у вас ведь жена, семья... Вишняков морщится, молчит, хватается за голову, быстрее кружится по комнате. — А почему вы равнодушны к своей же не, к своим детям? Ведь это будет то же самое». Спинек, не ведая того, задает новоявлен ному отрицателю семьи самый что ни на есть каверзный вопрос. Казалось бы, вот тут-то Вишнякову и выпалить свои столь красочные афоризмы из подготавливаемой статьи, но он «морщится, молчит», «глаза Вишнякова черны и злы», и он выдавлива ет из себя: — Я любил свою жену... Потом пере стал любить жену... Пойми, что я люблю тебя. Вот и все. В. Зазубрин показывает, как Вишняков собственными руками разруша ет карточный домик «стройных» построе ний о необходимости уничтожить семью. Смеется Зазубрин, смеется читатель, так как хорошо понимает, что Вишняков Лишь разновидность Скурихина — козла в брю ках, но без вишняковских павлиньих перь ев. Скурихин ходит к Спинек, живет с Бертой Людвиговной, насилует Пашу и все это проделывает без «поэтических» писем, без «теоретических» обоснований. В январе 1924 года в Новосибирске была организована читательская конференция по рассказу «Общежитие», на которой присут ствовал В. Зазубрин. По записи корреспон дента, вот как определял писатель свою творческую задачу: «Главная задача — ударить по опошлен ному быту, сказать, что наше отношение к женщине грубо-варварское, хищническое...» («Советская Сибирь», 1924, № 12). Может быть, В. Зазубрин как-то иначе, точнее высказал свою мысль, но и в этой форме она ясна и легко подтверждается текстом рассказа. Тут снова прорвался темперамент автора, его ничем не сдержи ваемый гнев против бытовых неустройств и неурядиц, обкрадывавших и принижавших прежде всего женщин. Этой мыслью и про диктованы у В. Зазубрина горшочные и ку хонные сцены с их склоками и грязью. Что бы выразить свое возмущение и дать по чувствовать другим, чем оно вызвано, он в самом деле дробно, детально до отвраще ния называет, перечисляет, показывает не чистоты, с которыми каждодневно прихо дится иметь дело женщине. Он утрачивает меру, ему изменяют вкус и такт, но в то же самое время есть у него страницы, точно пе редающие его ис 1 инный замысел. «И для того, чтобы пообедать восьми взрослым и трем детям, четыре женщины должны плыть полдня. Четыре женщины, как веслами, работа ют ухватами, сковородниками, кочергами, хлебными лопатами, в чаду, в дыму, в пару» плывут потные, засаленные. Сизо-серый туман ест глаза. На окнах мутные потеки. В кухне полумрак и огнен ная красноязыкая пасть печки. В комнатах неубранные постели, невыне- сенные горшки, неметеные, немытые полы. Нужно идти в комнаты и на потные руки, шеи, лица, головы собирать пыль с мебели и полов. И еще нужно обязательно до обе да взять корыто, наложить в него грязного белья, распарить его кипятком, в кислом па ру растирать, растереть в кровь руки, еще раз раскалить лицо и голову. Каждый день печка, плита, корыто, утюг выжигают, выпаривают со щек женщин ру мянец, тусклят краски глаз. Усталые женщины подают усталым мужчинам обед». Это уже крик души человека, не желаю щего ни сейчас, ни —тем более — в буду щем примиряться с такой, увы, давно сло жившейся участью женщин, крик души, ко торый нельзя не услышать. Тяжка судьба женщин, а тут еще рядом вьются Скурихи- ны, калечащие женщин, растаптывающие в них человеческое достоинство, Вишняковы и Зильберштейны с их «новыми» теориями люб ви, семьи, морали. И все это уже после рево люции снова обрушивается на женщину, превращая ее подчас то в опустошенную Анну Павловну, то в- грязно-дряблую опу стившуюся Вишнякову, то в «испорченную» Пашу. Даже главная виновница трагическо го случая Спинек, скатившаяся до преступ ления, кричит: «Нас обокрали!». В. Зазубрин, пусть еще неумело и во многом несовершенно, но опять-таки в чис ле первых писателей и до появления нашу мевшего тогда «Цемента» Ф. Гладкова, заго ворил о важной проблеме времени — как совместить быт с революцией. Писатель еще раз продемонстрировал свое сильное, настойчивое и безбоязненное стремление понять новую действительность в ее кипучем противоречивом потоке, загля нуть в корень трудных тем и проблем, при чем делал он это с риском быть непоня тым, с потерями и' просчетами, поскольку шел по неизведанному пути и пользовался неизведанными для себя приемами письма. Как ни парадоксально, но в стремлении писателя возможно шире и всесторонне ох ватить избранную проблему, в заметном стилевом смешении (бытовая реалистиче ская сценка .и натуралистические описания, публицистические отступления и сатириче ские приемы) и кроется, видимо, разгадка двойственного отношения читателей к рас сказу. Когда в произведении налицо многообра зие связей, объединяющих в нечто целое его тему, идею, стиль, то, как, правило, несо стоятельны любые попытки из какой либо односторонне вырванной из произведения идеи писателя делать о нем категорические приговоры,— это, по существу, отрыв содер жания от формы, что иногда и бывает в практике критической и литературоведче
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2