Сибирские огни № 08 - 1971
Сифилитик Скурихин отвечает: — При всякой работе полагается некий процентик на амортизацию. Вот мы с то бой и попали в этот процентик при работе по перестройке общества. В самом конце рассказа лектор Вишня ков пытается сказать своей аудитории о «кошмарном наследии» буржуазного обще ства — венерических болезнях и о том, как сам он заразился. Но многочисленная ау дитория не принимает его признание всерьез: «Аудитория улыбается. Сотни глаз светятся смехом. Вишняков бледнеет. Ко лени у него дрожат. Вишняков надрывно выкрикивает: — Товарищи, это очень страшно. Не обходимо отнестись серьезно. Аудитория —головы, головы, головы, русые, черные, стриженные наголо, под стриженные, с прическами, лица розовые, красные, смуглые, бледные — пестрый ку сок материи... Смех с шелестом с угла на угол трясет пестрый кусок материи... Ау дитория не понимает Вишнякова, ей не страшно — она здорова». Вот эта разнообразная, многочисленная, смеющаяся и здоровая аудитория, появля ющаяся в конце рассказа и не понимающая страха Вишняковых, и есть все советское общество, а кающийся Вишняков на трибу не —сатирический образ! — «похож на ис кривленное графическое изображение про цента». Так определялась позиция автора. Глав ные герои рассказа — это «процентик», часть общества, больная его часть. И бо лезнь эта — не сифилис, а старый, цепкий, еще не устроенный быт, неорганизованная, ничем не спаянная семья, мещанская мо раль, обывательское мировоззрение некото рых людей, пытающихся разрешить назрев шие социально-бытовые проблемы и вопросы. Прошло всего пять лет после революции и год-два после гражданской войны, мно гое изменилось, многое перевернулось, и люди ринулись изменять, обновлять все — культуру, искусство и литературу, быт, семью, любовь... Это было законное стрем ление, естественные и понятные поиски луч шего. Но сколько при этом рождалось фантастических, запутаннейших предложе ний и теорий, как подчас примитивно, без знаний и глубины отрицалось, отбрасыва лось все старое, народным опытом выве ренное —отбрасывалось под флагом «проле тарского» или «марксистского» его пони мания! ' В. Зазубрин зло и беспощадно бичует двух «теоретиков» —принципиальных от рицателей семьи. Доктор Зильберштейн, напуганный ростом венерических болезней, разрабатывает метод «беспорочного зача тия», он убежден, что его «почти закончен ная гениальная книга» укажет «человечест ву правильный путь». Каждая фраза, ска занная о докторе,—ирония, сарказм, из девка: «Жена доктора вполне разделяет убеж дения мужа. Муж и жена Зильберштейны давно, по взаимному соглашению, не вы полняют функций мужа и жены (хотя у Берты Людвиговны есть любовник —Ску рихин, но Лазарь Исаакович этого не зна ет). Доктор Зильберштейн и его жена вполне счастливые люди». Авторская позиция к опасениям Зиль- берштейна относительно всеобщего зараже ния сифилисом отчетливо выражена в из девательском сообщении о «бурной» дея тельности доктора. Кроме того, что он «пи шет гениальную книгу» и «производит опыты над своей женой», он еще «ходит в Губком РКП и Губком РКСМ с предложе нием ввести принудительный еженедельный осмотр. И доктор Зильберштейн очень огор чается, когда его предложения отвергают оба Губкома». Зазубрин заострял «пробле му» Зильберштейна, потому что в те дни она была злободневна. «Советская Сибирь», например, сообщала в 1923 году о «росте проституции в Сибири», а целая серия ста тей и фельетонов в газете так и называ лась «Зловонный быт». В них, кстати, не мешает заглянуть, чтобы проникнуть в ат мосферу времени и понять, хотя бы на се кунду, ярость писателя против этого зло вонья. Второй «теоретик», которого высмеивает В. Зазубрин —это Вишняков. Свою семью сделать нормальной, здоровой, счастливой он не умеет, хотя и начитан и образован, лекции читает и статьи о преобразовании семьи пишет. Насколько отвратителен его домашний повседневный быт, мы узнаем с первых страниц рассказа. От жены с гла зами «заезженной больной лошади», от де тей, которые ему стали противны —горш ки, сопли, плач,—он бежит к «талантли вой» Спинек. Семья для Вишнякова давно обуза, поэтому «всю ненависть к семье, семейной жизни вкладывает Вишняков в свои лекции. О грядущем обществе гово рит как о бесклассовом, как о бессемей ном». На эту тему он даже пишет целый трактат. В нем он, однако, дальше своих личных огорчений и переживаний пойти не может. «Любовь при... длительной совмест ной жизни... быстро испарится»,— вот его исходный тезис. Почему? —такого вопроса он 'не задает, на собственном опыте убеж денный, что иначе и быть не может, и патетически восклицает: «Что может быть отвратительней нашей супружеской спаль ни!», «К черту такой брак, когда женщина отдается в силу заключенного договора!»; «Современная супружеская постель —эша фот, на котором... гибнет лучшее человече ское чувство—любовь!» Не замечает горе- теоретик, что благословляет, пропаган дирует то самое зло, против которого в тот момент борется весь Сибздрав. вся обще ственность. И естественно, как только он пе реходит к подобию исторического обоснова ния, его красноречие иссякает. Однако оно у него скоро вспыхнет с невиданной си лой, когда будет объясняться в любви к Спинек, писать ей письма о том, как он ее
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2