Сибирские огни № 08 - 1971
коммунистическом завтра, а немедленно, сейчас, в условиях борьбы. Это —завет ная, давно выношенная мысль В. Зазубри на. Она горячо, убедительно выражена в рассказе и является значимой составной, определяющей его замысел. Общественный обвинитель Зуев известен в городе как агитатор и пропагандист. Он произнес блестящую обвинительную речь и по отношению к Аверьянову тоже выразил недоверие. Но потом спохватился, когда услышал защитника, когда в поведении Аверьянова на суде, в его скупых словах почувствовал правду. Невинный Аверьянов приговорен к расстрелу, и первая реакция Зуева была такая: «Стыд! стыд!.. Нет, нет, он не виноват! Стыд, стыд!» А затем «бел летрист Зуев» начал искать оправдания и своему обвинительному заключению, и сво ему красноречию, оказавшемуся пустым, и всему своему поведению на суде и, оказы вается, нашел утешение в довольно удоб ной «философии» о человеке-щепке, како вой можно пожертвовать во имя будущего прекрасного человечества. Вся последняя сцена, если к ней повнимательней присмот реться, иронична по отношению к Зуеву и пронизана жгучей болью за Аверьянова и Аверьяновых, которым отказали в доверии в самую трудную минуту их жизни. Блистательный находчивый оратор «Зуев у себя в комнате бегал из угла в угол» и— каялся: «Стыд!» Ведь именно он вместе с Кашиным доказал, что Аверьянов виноват. Потом «кто-то беззвучно хихикал в мозгу» у Зуева (заметьте, утешительно хихикал): «Беллетристические фантазии!» И «еще бы ли в мозгу беллетриста Зуева разрознен ные, бессвязные, такие вот мысли», и да лее идут те самые утешающие потрево женную совесть беллетриста мысли, кото рые, вопреки логике художественного об раза, целиком приписаны Зазубрину. От признания, высказанного Зазубриным в начале рассказа — человек-щепка в мощ ном, мутном, разрушающем и творящем потоке революции,— еще далеко до Зуев ского эффектного хода: «через человека- щепку... ценою отдельных щепок... к буду щему прекрасному человечеству!» Для З а зубрина теперь это «бессвязные мысли», произносимые в тот момент, когда сверша ется нечто кощунственное: настоящего ком муниста заезжий губернский корреспон дент в газете, одобрительно цитируя про- кулацкую фразу, назовет Аверьянова «кро вожадной тигрой» контрреволюции! А сам Аверьянов в этот же момент вполне связно и безапелляционно будет протестовать: «Вы с ума спятили!.. Язви вашу мать!..» — и по теряет сознание Аверьянов с полного одоб рения автора не желает быть жертвой, в какой бы хорошей и удобной оправе она ему ни преподносилась. В «Истории русской советской литерату ры» (т. I, М., 1967) сообщается: «Неделя» вместе с «Шоколадом» А. Тарасова-Родио нова, «Агит-вагоном» М. Шагинян принад лежит к числу первых прозаических произ ведений, в которых сделана попытка дать характер коммуниста. В этом было несом ненно то новое, что внесли эти произведе ния» (с. 72). К числу этих произведений необходимо с полным правом отнести и рассказ В. За зубрина «Бледная правда», тем более, что по художественным качествам он им не уступает, а по разработке характера ком муниста Аверьянова и по новизне затрону тых вопросов, может, в чем-то и превосхо дит. Рассказ В. Зазубрина составной и не обходимой гранью входит в советскую ли тературу начала двадцатых годов. Рассказ «Общежитие» появился вслед за рассказом «Бледная правда» и вызвал ост рую полемику. Одни называли его грязной клеветой на советское общество, другие видели в нем голый безыдейный натура лизм, третьи —сгущенный поток подлин ного закоснелого быта, который надо знать, чтоб решительней его ломать, отбрасывать и строить новый, рассматривали его как рассказ-предупреждение- вот что будет с обществом, если мы не перестроим нашу жизнь разумно (см. газ. «Советскую Си бирь», 1924, № 12). Нет нужды сейчас говорить о совершен но очевидных недостатках произведения. Они отмечены всеми, в том числе и позд нейшими исследователями: «злейший зола- изм» (М. Горький), «натуралистически об наженный физиологизм» (В. Трушкин), «писатель переступал грань, где кончается художественное произведение и начинает ся копание...» (Л. Баландин), т. е. начина ется все тот же «золаизм», когда некото рые страницы действительно тпудно, тош но читать. Эта особенность «Общежития» наложила печать на идейный пафос произ ведения, и смысл его надо было раскры вать, продираясь сквозь словесную шелу ху — неточность. неясность, сгущенную грязь и вонь. «Общежитие» в художествен ном отношении слабее рассказа «Бледная правда» и свидетельствует о трудностях творческого роста молодого тогда писа теля. Но эти недостатки ничего общего не име ют с политическими обвинениями, которые обрушились на голову В. Зазубрина в свя зи с публикацией этого произведения. Необходимо прежде всего выяснить ре альную позицию автора рассказа, чтобы все в нем встало на свое место. Справед ливо замечание: выражена она у него без должной четкости, но все-таки выражена. Так, Зильберштейн, Вишняков. Скурихин, Русаков и Спинек — главные действующие лица рассказа — совсем не представляют все советское общество, и об этом в тек сте произведения сказано. Вишняков и Скурихин — бывшие сопрпники — после то го, как грянула беда, сблизились, мгновен но’ забыв о судьбе Спинек, которой они оба, каждый по-своему, недавно объясня лись в любви. Сифилитик Вишняков вздыхает: — Но ведь это ужасно, Веня?
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2