Сибирские огни № 08 - 1971
что такое «стихийный бег» революции он то же хорошо понимал. Срубов безоговорочно осудил на смерть чекиста Иванова, полагав шего, что если человека дозволено расстре лять, значит над ним все дозволено, любое издевательство, любое глумление. «Револю ция, размышляет Срубов в связи с преступ лением Иванова, начинает свое поступа тельное движение с момента захвата сти хии в железные рамки порядка, целесооб разности» (л. 46). В чем же дело? Что волнует Срубова, что выводит его из равновесия и приводит к трагическому концу? Он, подчинив себя интересам общества, не признает самодо влеющего значения личности. Он, комму нист, отвергает идею жертвенности, которая сильно звучала тогда и в признаниях уча стников революции и в таких произведениях, как «Шоколад» А. Тарасова-Родионова или «Неделя» Ю. Либединского. Он чувствует себя необходимым рядовым солдатом ре волюции, выполняющим необходимую «ог ромную черновую грязную работу» (л. 34). именно потому требующим «право на ува жение» (л. 35). Срубова угнетала противо речивая общественная оценка его ассениза торской работы. Он вслед себе то и дело слышит шепот, преимущественно обыва тельский, враждебный, но от этого еще бо лее ядовитый: «Хозяин губподвала... Пред- губчека... Г’убпалач... Красный жандарм... Советский охранник... Первый грабитель., (л. 34). «Многие из вас,—•с возмущением думает Срубов,—с восторженным подвыва нием пели и поют —месть беспощадная всем супостатам... Мщение, и смерть... Бей губи их злодеев проклятых. Кровью мы на ших врагов обагрим. И, сволочи, сторона тесь чекистов. Чекисты —второй сорт... О, лицемеры!., в книге, в газете теоретически вы не против террора, признаете его необхо димость, а чекиста, осуществляющего приз нанную вами теорию, презираете...» (л. 34) Срубова каждый раз поражало несоот ветствие идеала и реальности. В сущности, он воспринимал революцию романтически, и его потряс тот факт, что «видел Ее каждый день в лохмотьях двух цветов —красных и серых... Для воспитанных на лживом пафо се буржуазных революций,— продолжает развивать свои мысли Срубов,—Она крас ная и в красном. Нет. Одним красным Ее не охарактеризуешь. Огонь восстаний, кровь жертв, призыв к борьбе — красный цвет. Соленый пот рабочих будней, голод, нище та, призыв к труду —серый цвет. Она крас но-серая... Пусть не обманывается никто, не создает себе иллюзий. Меньше иллюзий — меньше опибок. Трезвее, вернее взгляд» (л. 33). Его мозг, пораженный этими идеями не соответствий и противоречий, не выдержи вает напряжения каждодневной «тягчайшей работы» в ЧК, и Срубов сходит с ума. До предела утомленный. Срубов не может по нять, Что «призыв к труду» вовсе не серый цвет, но ему нельзя отказать в известной логике — события развиваются отнюдь не идеально, не романтически. Но это механи ческая логика, она обращена не на реаль ный, объективно, вне нас существующий мир, а на то, что происходит внутри его самого. Трагедия Срубова в том, что он раздвоен, живет как бы в двух измерени ях, слабо соприкасающихся между собой. Комендант приказал приговоренным: «Раздеться!». Предгубчека Срубов «бессоз нательно расстегнул полушубок» (л. 5). Он первым подписал постановление о казни це лой группы контрреволюционеров, организо вавших мятеж, и подумал: «Сантиметром выше — и он в числе смертников. Срубов да же подумал, что машинистка при переписке может ошибиться, поставить его в ряд с ними» (л. 56). Отец Срубова, врач по про фессии, расстрелян ЧК, так как он до по следнего сражался против Советской власти, сын считает справедливым такой приговор, но неотступно думает о его последнем пись ме к нему. Письмо не новое по мысли, на современный лад использован Достоевский, но тем-то и показавшееся злободневным. «Представь,—писал отец сыну-чекисту,— что ты сам возводишь здание судьбы челове ческой с целью осчастливить людей, дать мир и покой им, но для этого необходимо замучить всего только одно крохотное соз даньице, на слезах его основать это здание. Согласился бы ты быть архитектором? Я, отец твой, отвечаю, нет, никогда... Откажет ся будущее человечество от «счастья» на крови людской созданного...» (л.^27). Срубов не замечает абстрактности в по становке жгучего вопроса и, естественно, на коллегии ЧК, где определялась мера нака заний для совершивших преступления, он неотступно думал, «как остановиться на предельной точке дозволенного. И где она?». А когда Срубов попытался поговорить обо всем этом со своим товарищем, то на воп рос: «Вы никогда, товарищ Пепел, не заду мывались над вопросами террора?..» —полу чил ответ: «Я есть рабочий, ви есть интелли гент. У меня есть ненависть, у вас есть фи лософия». «Больше ничего не сказал,—про должает автор,—вышел. Не любил отвле ченных разговоров» (л. 27). Характерен и внешний вид этого чекиста Яна Пепла, весь ма под стать его словам. «Пепел, в черной кожаной тужурке, в черных кожаных брюках, в черном широ ком обруче ремня, в черных высоких начи щенных сапогах, выбритый, причесанный, посмотрел на Срубова упрямыми, холодны ми голубыми глазами. И свой тонкий с гор бинкой правильный нос, четкий четырех угольный подбородок кверху. Кулак левой руки из кармана булыжником. Широкая ла донь прозой на кобуре револьвера» (л. 27). У Яна Пепла, узнаем мы дальше, нема ло ценных качеств, и для революции он сде лал многое, но «перенес в душу железное упорство машины» (л. 27), и «за два с лишним года работы в Чека у него вырабо талась привычка никому не верить» (л. 28). Срубов мучается, он не машина, он со поставляет, взвешивает, ищет. Его пресле
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2