Сибирские огни № 08 - 1971
чевия, какое приобрели они несколько вре мени спустя. Широко читались такие проза ические произведения, как «Партизанские повести» Вс. Иванова и «Голый год» Б. Пиль няка, «Перегной» Л. Сейфуллиной и «Рвот ный форт» Н. Никитина, «Неделя» Ю. Ли- бединского и «Повольники» А. Яковлева, «Мятеж» С. Буданцева и «Страда», «Недав ние дни» А. Аросева, где, кстати, впервые в прозе был изображен В. И. Ленин. В 1923 году завершаются и появляются «Мои уни верситеты» М. Горького, «Падение Дайра» А. Малышкина, «Чапаев» Д. Фурманова, «Мать» Ф. Березовского, «Ташкент —город хлебный» А. Неверова, «Аэлита» А. Толсто го, «Октябрь» А. Яковлева, «Реки огненные» A. Веселого и многие другие, в которых те ма революции, пусть по-разному трактуемая, была господствующей. Для автора «Двух миров» —это близ кая, волнующая тема, и он сразу по оконча нии первого произведения занялся вторым под названием «Щепка», в подзаголовке ко торого стояло «Повесть о Ней и о Ней», то есть о Революции и еще раз о Революции. Это было произведение о ЧК и чекистах. В 1928 году в «Заметках о ремесле» В. Зазуб рин вспоминает: «Когда он (чекист.— Н. Я.) мне рассказал о своей тягчайшей работе, я понял, что напал на нетронутые золотые рос сыпи материала... Все, что рассказал писа телю высокий, и все, что потом рассказы вали десятки других людей, и все, что уви дел сам, он тщательно записал. Из этих за писей выросла повесть, повесть разрослась в роман. Роман этот скоро будет закончен и напечатан» («Сибирские огни», 1928, № 2, с. 242). Повесть «Щепка», упоминаемая здесь, завершена в апреле 1923 года. Она была предложена для издания с предисловием B. Правдухина, озаглавленным «Повесть о революции и о личности». Какова же эта повесть, сыгравшая из вестную роль в творческом развитии писа теля ? В ней, пожалуй, отразились как сильные, так и слабые стороны дальнейшего писа тельского пути В. Зазубрина. Слабые хоро шо определил В. Правдухин в своем преди словии: «В. Зазубрин еще молодой худож ник, и многое в нем еще не устоялось, мно гое в его повести может быть оспариваемо и с художественной точки зрения и особен но с фактической — им дано в сконцентри рованном рисунке такое нагромождение ужасов, которое совершенно немыслимо на таком небольшом полотне — столь корот ком житейском фоне». Правда, тут же Прав духин скажет, что такой «прием» законен в искусств? (Гойя, Гоголь), но затем все же подчеркнет: «В. Зазубрин делает попытку найти новую форму для изображения рево люции» (Рукопис. отд. биб-ки им. В. И. Ле нина. ф. 9. п. 5, ед. х. 216). Зазубрин целиком сосредоточил внимание читателей на обыкновенной, ничем не вы дающейся личности в ее служении рево люции, он заговорил об отношениях лично сти и-общества в момент, когда во взбудо раженном, небывало бурном потоке массо вого движения ценность отдельной лично сти казалась ничтожной —так велика была вероятность ее физического уничтожения. Обычно и справедливо вопрос ставят так: какова роль личности в истории? И отвеча ют: «Народ творец истории». В справедли вости этого вывода В. Зазубрин не сомне вался, участвуя в гражданской войне, изоб ражая ее в романе как движение народных масс. В связи с этим ставится другой воп рос— о вождях, о руководителях и их роли в революции. И естественно, был найден от вет: выдающаяся личность не может изме нить общественные закономерности, но она может ускорить или замедлить необходи мый ход развития общества в данный отре зок времени. Все это верно теоретически. А как на самом деле в конкретных условиях победившей революции складываются отно шения личности и общества, личности и мас сы, личности и революции — вот централь ные вопросы, поставленные В. Зазубриным в повести «Щепка». Предгубчека Срубов, главный герой по вести «Щепка», «был бойцом, товарищем и самым обыкновенным человеком с больши ми черными человечьими глазами». Он бук вально обуреваем роем вопросов о револю ции, о ^ценности человеческой личности, о месте «самого обыкновенного человека» в ходе революционных событий, и его роли в них... В минуты необходимого расстрела вра гов революции Срубов думает: «Но разве интересно Ей это? Ей необхо димо только заставить убивать одних, при казать умирать другим. Только. И чекисты, и Срубов, и приговоренные одинаково были ничтожными пешками, маленькими винтика ми в этом стихийном беге заводского меха низма. На этом заводе уголь и пар —Ее гневная воля, хозяйка здесь она — жесткая и прекрасная» (л. 13). Хотя слово «революция» пишется здесь с заглавной буквы и названа она «прекрас ной», мы готовы сейчас же произнести Сру- бову приговор: хлюпик он, проповедник ложной идеи о пешках и винтиках, не пони мает высоких и светлых целей революции. Но читая повесть дальше, мы убеждаемся, что Срубов для своего времени не хуже нас понимал, что к чему. Он, «закутанный в чер ный мех полушубка, в рыжий мех шапки, в серый дым незатухающей трубки, почувст вовал Ее дыхание. И от ощущения близо сти той новой напряженной энергии рванул мускулы, натянул жилы, быстро погнал кровь. Для Нее и в Ее интересах Срубов го тов на все... И если нужно будет, то он, не колеблясь, сам станет лепить пули в затыл ки приговоренных. Пусть хоть один чекист попробует струсить — он сейчас же уложит его на месте. Срубов полон радостной реши мости. Для Нее и ради Нее» (л. 13). Срубов знал, ради чего он все это делал, знал он и о том, как будет использована его малейшая ошибка или оплошность. И
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2