Сибирские огни № 08 - 1971
цию. Ни к белым, ни к красным, а куда-ни будь подальше от крови, грязи, смертей. Эта нерешительность, ■рефлексия, двойствен ность и погубили его. Создавая образ Бара новского перед его гибелью, внешне случай ной и нелепой, Зазубрин одержал еще од ну победу как художник и предвосхитил це лую галерею таких героев в советской ли тературе. В его главах о «бывших» настой чиво звучала мысль о дифференцированном отношении к старой русской интеллигенции. Прочитав Дневник Барановского, чекист сказал: «Черт возьми, кажется, своего рас- хлопали. Досадно»/ Нелегкие проблемы, вставшие перед со ветскими людьми, зазвучали в зазубринских Произведениях тем сильнее, чем яснее он по нимал: «Не всё представляли себе ясно план сложной, огромной работы. Строители не всегда умело брались за лопаты...». Та кой художник, как Зазубрин, видел свою задачу в том, чтобы в обобщениях, сделан ных им, общество увидело себя с разных сторон и подумало о результатах своей повседневной небывалой строительной ра боты. 1923 год был для В. Зазубрина особенно плодотворным. К этому времени он закон чил три произведения — повесть «Щепка» (начатая еще в 1920 году), рассказы «Блед ная правда» и «Общежитие», сразу вызва вшие серьёзную полемику. Повесть так и не увидела света в ожидании, как метко выра зился Ф. Тихменев, «более спокойного на нервы времени» (см. «Сиб. огни», 1928, №2, с. 221) и лишь недавно найдена1. А расска зы опубликованы в журнале «Сибирские ог ни» (1923, № 4 и 5—6) и с тех пор нигде не перепечатывались. Это были произведения, потребовавшие от писателя и бодьшого физического напря жения (за короткий срок написано более се ми печатных листов) и большого мужества, так как в острейшей форме ставил он зло бодневные вопросы быта, морали, нравст венности, вопросы будущего советского об щества. Но прежде чем перейти к анализу пове сти и рассказов, необходимо хотя бы крат ко остановиться на характере Владимира Яковлевича и на обстановке, в которой он жил и работал, на состоянии литературы са мого начала 20-х годов. Все, знавшие Владимира Яковлевича в те и последующие годы, говорили о нем как о человеке' «бурного темперамента»; «очень впечатляющая, колоритная фигура»; «вы сокий, поджарый, лицо крупное, обрамлен ное смолевой бородой»; «глаза стремитель ные, с веселой искринкой»; «страстный, веч но кипящий, как бы сжигаемый внутренним огнем великан»; «Зазубрин говорит взвол нованно, напрягаясь кровью до ушей. И пи- шеД напрягаясь кровью. Страстностью, не истовостью он волнует и заражает»; «когда . 1 Повесть «Щепка» обнаружена Р. Колесниковой. , См. Рукописный отдел библиотеки им. В. И. Л е вин». Ф. 9. п. б, ед. х. 217. Зазубрин даже просто что-нибудь говорит, что-нибудь констатирует, создается впечат ление, что он ругается»... Можно бесконечно из разных источни ков приводить совпадающие свидетельства о его внешнем виде и внутреннем состоянии. Владимир Яковлевич был человек впечатли тельный, легко воспламеняющийся. Дру жески к нему относившийся В. П. Правду- хин в очерке «На гусином займище», во шедшем в его книгу «Годы, тропы, ружье» (1931), пишет: «Позади меня шлепает по грязи рослый Зазубрин, бранится. Гуси взбудоражили его горячую кровь»; «Зазуб рин рывками, со злобой ломает вокруг себя мокрые ветки, ладя скрадок»; «Зазубрин раздраженно кричит что-то в мою сторону»; «Зазубрин орет в это время благим матом... Машет озлобленно руками. Лицо его в пят нах, глаза поблескивают возмущенно». И тот же Правдухин, видимо потому, что хоро шо знал характер Зазубрина, скажет о нем как о писателе и человеке слова, которые глубже и точнее, чем все ранее или позднее писавшие о нем, раскроют особенность за- зубринского таланта: «Зазубрина отличает от других писате лей особый фанатизм, ненависть к изъянам нашего быта и бытия, фанатизм, который рождается у него в конечном счете из-за любви к здоровому человеку». В 1923 году коммунист В. Зазубрин лишь начал непосредственно входить в со став сибирских писателей, группировавших ся вокруг журнала «Сибирские огни». К это му времени он был известен как автор ро мана «Два мира», в котором идея неприми римой борьбы классов была главенствую щей и в котором подчеркнуто показана ре волюция как постепенно осознаваемое и за тем организуемое выступление народных масс против своих угнетателей, против Кол чака. В. Зазубрин, бывший редактор газе ты «Красный стрелок» Политуправления Пятой Армии, освобождавшей Сибирь от колчаковщины, воспринимается как подлин но революционный писатель. Наконец, став энергичным сотрудником редакции «Сибир ских огней», он быстро приобретает боль шой авторитет в литературных кругах Сиби ри. Г.стественно, что В. Зазубрин вниматель но следил за .событиями в стране, за собы тиями в литературе, за новыми направлени ями и тенденциями в ней. Но впитывая все это новое через книги, журналы и газеты, Зазубрин не мог не знать, что нэп в Сибири был заметно приторможен и тем, что пере ход от продразверстки к продналогу совер шался здесь позднее, и тем, что в течение первых двух лет нэпа в Сибири не прекра щались вооруженные классовые битвы. В условиях вооруженной борьбы в Сибири еще не успели «испугаться» нэпмана, фигура ко торого обычно связывалась у испуганных с идеей перерождения общества. Да и в цент ральной России «гримасы нэпа» в литера туре еще не имели того устрашающего зна-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2