Сибирские огни № 08 - 1971
заговорил о реальных трудностях на этом пути, о встречающихся наивностях крестьян ского решения трудной проблемы, о поже ланиях крестьян, нередко еще расходив шихся с жизнью, в чем-то противоречив ших ей. Экономические расчеты не очень заботили некоторых крестьян —-делай все, как было на войне, доходы распределяй по ровну, и не о чем больше думать. Форма взаимоотношений города и деревни тоже казалась ясной и удобной: ты мне свою го родскую продукцию, а я тебе — хлеб, мясо, овощи —деньги нам ни к чему. Коммунары, вчерашние бедняки и батраки, солдаты и партизаны, воодушевленные замечательны ми идеями и благородными чувствами, не замечали сложнейшей взаимосвязанности многих явлений экономической жизни об щества, не замечали в переживаемый ими момент всей фантастичности и несбыточно сти их простых и высоких побуждений. Они объединялись в одну семью часто на неяс ных для них основаниях, тут же на первом собрании уничтожали деньги, а потом, спо хватившись, расходились с чувством горько обманутых людей, Главы «Коммуния» и «Избушка на курьих ножках* относятся к лучшим страницам зазубринской прозы. В них отсутствует «зо- лаизм» в его крайних проявлениях. В них впервые открылась подкупающе-трогатель ная добрая улыбка автора, который хорошо знает, как прекрасны эти ошибающиеся, ищущие и близкие ему по духу крестьяне. В них —забота, тревога, совет не торопить ся, в них — активное предупреждение пи- сателя-публициста, писателя-коммуниста: советское общество будет развиваться и строиться как общество социалистическое, какие бы препятствия не возникали на его пути, но двигаться вперед оно будет через преодоление разных, самых неожиданных и запутаннейших противоречий. К этим главам примыкает в сущности и глава «Чудо», хотя она и из третьей части романа. Писатель, как и прежде, в предель но заостренной форме рассказывает о но вых явлениях в быту, о новых формах клас совой борьбы в деревне. Когда убежденные страстной речью Чернякова крестьяне на чали вслед за ним уничтожать свои деньги и с истовостью поверивших людей выража ли свой восторг пением, потому что в кон це концов «путь в новый мир найден», то запели, они старую, привычно выверенную песню-молитву: «Христос воскресе из мерт вых, смертию смерть поправ...» Они запели именно ее, потому что сами себя впервые за много-много лет почурствовали воскрес шими, кроме того, вера в Христа еще проч но жила в их сознании и действовали они, по их понятиям, вполне по-христиански. Веру крестьян в бога учитывал и клас совый враг, которого отчетливо видел и изображал Зазубрин. Это —богатые мужики Поспелов и Жогин, поп Кипарисов, дома которых, ко всеобщему удовольствию, на ционализировали для нужд общественности. И этот враг не складывал оружия Он стре мился проникнуть в души крестьян, чтобы посеять в них семена недоверия к коммуне, вражды к Советской власти. Изображая довольно, накаленную обста новку в деревне, В. Зазубрин учитывает- переплетение самых различных тенденций в сознании крестьян и прежде всего моло дых. Их бунт против старых домостроев ских обычаев, их неумение, осмыслить про исшедшее, их трагикомические переходы от протеста к покорности, от смелости в реше нии личной судьбы к поступкам, тяжелые последствия которых сразу они понять не могут. Дуня, гневно выступившая против деспота-отца, и любимый ею Петр Быстров, бывший партизан, спалили церковь, Обста новка в деревне, характеры, мотивировка поступков, центральное событие —пожар и «спасение» чудотворной иконы —все изоб ражено экономно и сочно, взволнованно и объективно, пластично, каждый эпизод со держит в себе ту законченность, которая является первейшим признаком художествен ности. Выразительна сцена, заключающая весь цикл глав-рассказов. Священник Ме- фодий воспользовался пожаром, «вынес» из догорающей церкви неопалимую икону, и покорилось село: почти все перед нею пали на колени. Их внутренний монолог во спасе ние и утешение многозначительно переме жается с авторскими оценками: «Чудо. Чудо. В нем спасение... В нем виден он, всемогущий, вездесущий хозяин. Его, его нашли в нем. А с хозяином жить легче... Разве можно без хозяина? Страшно, страшно одним. Кто научит? Кто поддер жит? Кто направит? Кто накажет? Рабы. Дети рабов. К цепям привыкли. Любят, что бы звенели путы, мешали движению... Но теперь они счастливы...». С восторгом тя нут они вслед за священником' «Богороди ца, дева, радуйся»,— точно так же, как совсем недавно пели «Христос воскресе» вслед за коммунистом Черняковым. Свя щенник чувствовал себя победителем. Ком мунисты молчали. Предстоит борьба, в том числе и за тех, кто невольно оказался по собником поповской победы. Интересны и значительны главы, явля ющиеся прямым продолжением цервой ча сти. Они посвящены «бывшим» —бело гвардейцам, взятым в плен, с оружием в ру ках. Они работают, содержа,тея в лагерях под наблюдением, под охраной. В основ ном это опустившиеся циники, типа Ж°н- децкого и Наскокова, без совести и чести. Лики их отвратительны. В. Зазубрин бес пощадно вскрывает их духовное убожество, их контрреволюционную сущность. К тому же они затевают побег. Они еще на что-то надеются, они еще не разоружились. В то же время писатель видит и рассло ение в их среде, нежелание некоторой ее ча сти продолжать борьбу. Внутренний мир бывшего колчаковского офицера Баранов ского раскрыт через его дневник,, содержа тельный, говорящий о самом главном в мироощущении героя: о тоске, растерянно сти, нерешительности. Он колеблется и стре мится пока что занять нейтральную пози
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2