Сибирские огни № 08 - 1971

ченне романа В. Зазубрина. Однако он был прав, когда защитил этот роман от крайне резких суждений, от критических дубинок. (Одна из рецензий называлась «Тарзан на хлебозаготовках»). Надо полагать, что шельмование писа­ теля в печати не способствовало его рабо­ те над второй частью романа. Незавершен­ ные рукописи романов «Щепка», «Горы», а равно и другие написанные им в последние годы жизни произведения (например, пьеса «Человеческие обязанности») не сохрани­ лись. С этих слов — «не сохранились», «край­ не резкие суждения», «несправедливые обви­ нения» и т. п.— приходится начинать разго­ вор о творческом наследии В. Зазубрина, пи­ сателя неровного, трудно развивавшегося, но безусловно одаренного и честного. Об этом горько писать, но даже теперь знаменитым «Двум мирам» не повезло. Со­ временный читатель может ознакомиться с романом только по сильно сокращенному из­ данию, Удивительно, что эта операция нигде и никак от издания к изданию не оговоре­ на (см. В. Зазубрин «Два мира», М, «Сов. Россия», 1958, и последующую его перепе­ чатку). Можно понять, когда сейчас, в 50— 60-х годах убирают страницы, которые ныне исторически читаются иначе, чем в начале; '20-х годов. Но нельзя понять, зачем по своему вкусу перекраивают роман-—вы­ брасывают целые главы или объединяют их и присваивают им новые названия, без кон­ ца сокращают страницы, абзацы, отдельные предложения, и книга в 300 страниц стано­ вится почти наполовину меньше. В предисловиях к роману В. Зазубрин го­ ворил, что произведение его «до известной степени сырое». Но от переиздания к пере­ изданию он, размышляя над его передел­ кой, все-таки пришел к мысли: «Может быть, переделывая, я испорчу эту книгу», А со­ временные редакторы не побоялись, они смело назвали главу «Победят —люди» — «Напутствием» и выбросили две страницы о зверствах белочехов. Почему? Не понятно. А краска эта была существенной в зазубрин- ской палитре, так как для него в то время бе- лочех —враг» вероломный, коварный, злой. Да и сейчас не грех напомнить кое-кому о том, чего стоил молодой Советской России этот удар в спину. Можно привести букваль­ но десятки примеров того, как авторы сок­ ращений произвольно обескровливали про­ изведение, приглушали его краски, тем са­ мым лишая читателя многого в той книге, которая в свое время потрясла современни­ ков и пользовалась большой популярностью. О творчестве В. Зазубрина появилось несколько монографических очерков. Есте­ ственно, в них главное внимание уделено роману «Два мира». Об отрывках из II и III частей этого романа, опубликованных в 1922 году, или не говорили совсем, или толь­ ко упоминали. Первая часть как бы затмила все последующее, и на эти главы, вероятно, смотрели как на нечто малосущественное. Между тем, хотя некоторые герои те же, г что встречались и в первой части,—Бара­ новский, например,— эти главы можно рас­ сматривать как самостоятельные произведе­ ния о первых «мирных» днях в Сибири после революции и гражданской войны, состав­ ляющие значительный этап в творческом развитии молодого писателя. Это же был 1922 год, и в тогдашней литературе ничего подобного не существовало. В этих главах поражает острота зрения писателя на новые проблемы, выдвинутые жизнью, поражает точность прицела в оценке новых явлений в общественной жизни, поражает стремле­ ние писателя увидеть мир преобразованным и организованным в духе социалистических идей, социалистической морали. Новый быт не давался сразу, новая жизнь в коммуне, которая казалась кресть­ янам такой простой по своему устройству, не приходила сама в готовом виде, слож­ ные проблемы, связанные с «бывшими», прежде всего с интеллигенцией, не реша­ ются легко и безошибочно. Все это видит художник и не желает проходить мимо, он рассказывает о том, что волнует многих, так же протокольно точно, как делал он это в первой части Сибирь 1920 года. Объединение кресть­ ян в коммуны стало массовым явлением. К 1923 году в Сиоири создано свыше тыся­ чи коммун. В этом же году на всесоюзном конкурсе некоторые из них были признаны лучшими в стране. Например, коммуна «Красный Октябрь», о которой интересно и подробно писал Ф. Березовский. В. За­ зубрин рассказывает о самом зарождении движения крестьян к объединению и объяс­ няет, почему оно возникло да и не могло не возникнуть. Колоссально, небывало вы­ росло самосознание подавляющей массы крестьян, убедившейся в ходе гражданской войны, что от ее инициативы, от ее согласо­ ванных коллективных действий зависит мно­ гое. Родилась тяга к решительному обнов­ лению жизни на тех же коллективных нача­ лах. Идеи социализма проникли в массы. Малограмотный старик крестьянин, пред­ седатель волостного революционного коми­ тета, изображенный крупными, резкими, едва ли не плакатными мазками, фигура типическая для сибирской деревни. «Чер­ няков,— рассказывает о нем Зазубрин,— пережил все расправы Красильникова. Ор­ ловский «молебен» простоял на коленях. Два сына у него уме(уш под шомполами. Теперь, после свержения белых, он ощущал непреодолимую потребность в самой кипу­ чей работе». Черняков —искренний и увле­ ченный пропагандист новой жизни. В его речах, призывах и рассказах звучит огром­ ная, ни с чем не сравнимая вера в комму­ ну, нетерпеливая трепетность и чистое во­ одушевление. Он наивен и последователь­ но логичен, убеждения свои защищает страстно и отчаянно-безоглядно, так как «твердо знал, как организовать коммуну». Знал. Твердо В этом убеждении, каК раскрывает Зазубрин, и заключалась сла­ бость всего движения. Пожалуй, В. Зазуб­ рин первым из писателей в полный голос

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2