Сибирские огни № 08 - 1971
К Р И Т И К А И Б И Б Л И О Г Р А Ф И Я Н. ЯНОВСКИЙ Несобранные произведения Владимира Зазубрина двадцатых годов Литературное наследие Владимира Яков левича Зазубрина еще недостаточно изуче но. Человек большого общественного темпе рамента, Зазубрин в свои двадцать пять лет отлично начал литературную биографию ро маном «Два мира», о котором теперь спра ведливо говорят как о первом советском ро мане, сыгравшем заметную роль в развитии русской послереволюционной литературы. Его книга «надолго останется в истории со ветской литературы, как одно из первых реалистических произведений, пролагавших пути к монументальному эпосу социалисти ческого реализма» (В. Щербина. Ленин и вопросы литературы. М., 1961, стр. 370—371). О романе «Два мира» уже много написано, и говорить о нем сейчас нет необходимости. Мало, обычно в двух-трех словах, не очень аргументированно писалось о том,что сделал В. Зазубрин в 1922—1928 годах. А за это время он опубликовал ряд произведе ний — рассказы, очерки, критические статьи, рецензии, упорно продолжал работать над романом «Щепка», выросшим из неопублико ванной повести того же названия. Кроме того, именно в эти годы В. Зазубрин вы двинулся и как крупный организатор лите ратурных сил Сибири. В. Зазубрин был в числе активнейших инициаторов создания Сибирского Союза пи сателей, который объединял бы писателей и других национальностей Сибири. В 1927— 1928 годах он готовил съезд писателей с участием якутов, бурят и других народов Сибири и получил горячую поддержку М. Горького, написавшего приветствие это му несостоявшемуся съезду. Почему М. Горький быстро и действен но откликнулся на попытку сибиряков со брать такой съезд? Потому что в сложившей ся тогда обстановке он увидел в нем ростки будущего, он увидел рождение того «мало го», из чего со временем будет формировать ся и завтрашний день страны и всего мира. «Этот съезд,— писал в приветствии М. Горь кий , в е рный и твердый шаг по пути, кото рый история властно указывает трудовым массам всего мира, по пути к действитель ному братству, к воплощению в жизнь той мечты, которую люди холодного сердца считают безумной» («Горький и Сибирь», Новосибирск, 1961, стр. 165). В. Зазубрин весь был в этом «малом» со всей свойственной ему деловитостью, ис кренностью и воодушевлением. Но именно в 1928 году его отстранили от работы в жур нале «Сибирские огни», а затем его начали называть как деятеля, мешающего развитию советской литературы в Сибири. И только отеческая поддержка М. Горького, как об этом свидетельствует переписка двух писа телей (см. «Архив А. М. Горького», т. X. кн. 2. М., 1965, стр. 341—432), дала ему силы встать на ноги, как-то отвлечься от неспра ведливых обвинений и начать работу над новым произведением и снова на актуаль нейшую тему — о коллективизации. Точно так же, как Ф. Панферов, М. Шолохов, Е. Пёрмитин, И. Шухов и другие, он по горячим следам, с чувством высокой ответ ственности и необходимости такой работы, пишет роман «Горы». При всех недостатках романа «Горы», обусловленных мерой таланта его автора, идейная целенаправленность произведения не вызывает сомнений. Роман был опублико ван в 1933 году журналом «Новый мир» и в 1934 году при активной поддержке М. Горь кого вышел отдельным изданием. В письме к Б. М. Волину М. Горький писал: «Роман же этот я ценю весьма высоко, будучи убежден, что автору удалось напи сать произведение именно эпического тона и что вместе с книгой Шолохова это — весь ма удачный шаг вперед нашей литературы. Наш реализм должен быть именно героико эпическим, для того, чтобы художественно преодолеть «золаизм» и натурализм и дать подлинно художественное отражение дей ствительности». (Архив А. М. Горького, т. X, кн. 2, М., 1965, стр. 379). М. Горький несколько преувеличил >зна-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2