Сибирские огни № 08 - 1971
самодеятельных (и не только!) коллективен. В ней описан большой и интересный опыт и рассказано о нем талантливо, свежо, с боль шой любовью к детям. Кемеровское книж ное издательство напечатало работу Н. А. Калашникова пятитысячным тиражом. Хорошо, если бы ею заинтересовались и на- (ши центральные издательства. Потому что такой литературы у нас небогато. Потому что мысли Капишникова об эстетическом и этическом воспитании достойны того, что бы о них знали не только в Кемеровской области. Чудо в Мундыбаше. Может быть, сказа но немного восторженно, но справедливо. Сам Капишников сравнивает процесс приоб щения к музыке с весной. Так же незаметно, изнутри, как весна, музыка делает свое не зримое дело, прежде чем становится виден результат. И если ежегодно, как чудо, мы воспринимаем первый нежный и робкий зе леный листок, то разве нельзя посчитать чу десным то, что сделал за двадцать четыре года человек в этом, сказали бы раньше, медвежьем углу? А что касается приобщения детей к му зыке, то, в объяснении Капишникова, все выглядит до чрезвычайности просто. Снача ла оркестр пробуждает у школьников инте рес к ней. Затем —систематическое прослу шивание грамзаписей и, наконец, приезжаю щие в Мундыбаш гастролеры расширяют и закрепляют этот интерес. Но это ведь про сто только на словах... Уходят ребята Капишникова в жизнь и идут в оркестр письма. Выпускники пишут о том, как скучают по оркестру, как вспоми нают музыкальные вечера, как... не хватает им музыки (?!) И жалобы эти можно по нять, ребятам мало быть просто пассивными слушателями, необходимостью для них ста ло активное общение с музыкой. И. Капиш- никову приятно, что почти в каждом таком письме есть деловая приписка: «Федя Фом- ченко в Томском политехническом институте руководит оркестром народных инструмен тов», «Юра Стяжкин создал в Омском мед институте оркестр народных инструментов». В свое время Валерий Кушнарев возглавлял оркестр в Московском энергетическом... Так все дальше и дальше тянутся незримые нити, а сердце, которое их питает,—Мунды баш. А вот профессионалов-музыкантов школа миру не дала. Да это ли важно! Лучше все го об этом сказал сам Николай Алексеевич: — Пусть ни один из наших питомцев не стал профессионалом-музыкантом, ни об одном не скажут почтительно «перед вами Заслуженный артист республики...» Ни один из них не пленит слушателей виртуозной тех никой исполнения и профессиональной ма нерой поведения на сцене, и вся эта само деятельная масса не заменит, может быть, и одного талантливого артиста, но она подго товит для него многие тысячи взыскатель ных слушателей; без которых любой талант не сможет почувствовать ни свою силу, ни свои слабые стороны. Но мне кажется чрезвычайно важным другое. То, что многие из выпускников из брали себе профессию педагога. Учителем стал Аника Кирьянов, бывший староста ор кестра. Это он, дойдя до седьмого класса, хо тел бросить школу, и только настойчивость Капишникова удержала Анику от пагубного этого шага. Это в честь Кирьянова впер вые прозвучала музыка на перроне в 1951 году. Я сижу в квартире Капишникова, разго вариваю с хозяином и роюсь в письмах, пришедших в Мундыбаш после московского выступления оркестра. Их сотни, и боль шинство написано на одном дыхании. Мно гие из авторов видели оркестр в передачах Центрального телевидения и были покорены юными музыкантами. Они просто не могли не написать и не выразить чувства благодар ности учителю. Разные люди: профессора, педагоги, ру ководители самодеятельности, военнослужа щие. — А знаете, когда передача об оркестре шла по центральному телевидению, а было это ночью —весь Мундыбаш не спал. Я уже не говорю о родителях музыкантов, им, по нятно, было не до сна. Но сидели, болели за нас все. А какую встречу устроили нам в Новокузнецке и потом в Мундыбаше! Ребят буквально завалили цветами —целый вагон цветов. Представляете! Мы немножко пофилософствовали с Ни колаем Алексеевичем по поводу того, что все, рано или поздно, становится на свое место. Оркестр получил признание и, многие из тех, кто когда-то восставал против него — сегодня первые друзья коллектива. И дети их сегодня —в оркестре... Кто знает, может быть, именно последнее обстоятельство способствовало перелому во мнении роди телей? Я вытаскиваю наугад письма из огромно го вороха на столе. Вот одно с обратным ад ресом Мордовская АССР, Болыне-Березни- ковский район: «Ваше выступление на меж дународном семинаре служит замечатель ным примером для всех школ нашей страны. Вы показали, что при желании можно орга низовать такие оркестры в каждой школе». «Глубокоуважаемый Николай Алексеевич! Прочел сегодня в «Правде» рассказ о Вашей деятельности. Честь Вам и хвала. Самое нужное человеку —разбудить его сознание, научить его систематически работать в лю бой области, внедрить в его сознание чув ства долга, уважения к коллективу. Вы это делаете. А. Долицкий, геолог, профессор, старик по возрасту. Москва». «Спасибо Вам, что Вы сеете «разумное, доброе, вечное», Вам, Вашим юным влюблен ным поэтам желаю радости в искусстве. Иван Козловский» «Я стар, и поэтому позволю себе сказать, что привлекло меня тогда в Вас: чистота Ваших помыслов. Я опытен и позволю себе сказать, что сохранить ее в условиях шум ных славословий трудно, и моим пожелани ем будет: пусть найдутся у Вас силы преодо- 1 Сибирские огни № 8 161
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2