Сибирские огни № 08 - 1971

самодеятельных (и не только!) коллективен. В ней описан большой и интересный опыт и рассказано о нем талантливо, свежо, с боль­ шой любовью к детям. Кемеровское книж­ ное издательство напечатало работу Н. А. Калашникова пятитысячным тиражом. Хорошо, если бы ею заинтересовались и на- (ши центральные издательства. Потому что такой литературы у нас небогато. Потому что мысли Капишникова об эстетическом и этическом воспитании достойны того, что­ бы о них знали не только в Кемеровской области. Чудо в Мундыбаше. Может быть, сказа­ но немного восторженно, но справедливо. Сам Капишников сравнивает процесс приоб­ щения к музыке с весной. Так же незаметно, изнутри, как весна, музыка делает свое не­ зримое дело, прежде чем становится виден результат. И если ежегодно, как чудо, мы воспринимаем первый нежный и робкий зе­ леный листок, то разве нельзя посчитать чу­ десным то, что сделал за двадцать четыре года человек в этом, сказали бы раньше, медвежьем углу? А что касается приобщения детей к му­ зыке, то, в объяснении Капишникова, все выглядит до чрезвычайности просто. Снача­ ла оркестр пробуждает у школьников инте­ рес к ней. Затем —систематическое прослу­ шивание грамзаписей и, наконец, приезжаю­ щие в Мундыбаш гастролеры расширяют и закрепляют этот интерес. Но это ведь про­ сто только на словах... Уходят ребята Капишникова в жизнь и идут в оркестр письма. Выпускники пишут о том, как скучают по оркестру, как вспоми­ нают музыкальные вечера, как... не хватает им музыки (?!) И жалобы эти можно по­ нять, ребятам мало быть просто пассивными слушателями, необходимостью для них ста­ ло активное общение с музыкой. И. Капиш- никову приятно, что почти в каждом таком письме есть деловая приписка: «Федя Фом- ченко в Томском политехническом институте руководит оркестром народных инструмен­ тов», «Юра Стяжкин создал в Омском мед­ институте оркестр народных инструментов». В свое время Валерий Кушнарев возглавлял оркестр в Московском энергетическом... Так все дальше и дальше тянутся незримые нити, а сердце, которое их питает,—Мунды­ баш. А вот профессионалов-музыкантов школа миру не дала. Да это ли важно! Лучше все­ го об этом сказал сам Николай Алексеевич: — Пусть ни один из наших питомцев не стал профессионалом-музыкантом, ни об одном не скажут почтительно «перед вами Заслуженный артист республики...» Ни один из них не пленит слушателей виртуозной тех­ никой исполнения и профессиональной ма­ нерой поведения на сцене, и вся эта само­ деятельная масса не заменит, может быть, и одного талантливого артиста, но она подго­ товит для него многие тысячи взыскатель­ ных слушателей; без которых любой талант не сможет почувствовать ни свою силу, ни свои слабые стороны. Но мне кажется чрезвычайно важным другое. То, что многие из выпускников из­ брали себе профессию педагога. Учителем стал Аника Кирьянов, бывший староста ор­ кестра. Это он, дойдя до седьмого класса, хо­ тел бросить школу, и только настойчивость Капишникова удержала Анику от пагубного этого шага. Это в честь Кирьянова впер­ вые прозвучала музыка на перроне в 1951 году. Я сижу в квартире Капишникова, разго­ вариваю с хозяином и роюсь в письмах, пришедших в Мундыбаш после московского выступления оркестра. Их сотни, и боль­ шинство написано на одном дыхании. Мно­ гие из авторов видели оркестр в передачах Центрального телевидения и были покорены юными музыкантами. Они просто не могли не написать и не выразить чувства благодар­ ности учителю. Разные люди: профессора, педагоги, ру­ ководители самодеятельности, военнослужа­ щие. — А знаете, когда передача об оркестре шла по центральному телевидению, а было это ночью —весь Мундыбаш не спал. Я уже не говорю о родителях музыкантов, им, по­ нятно, было не до сна. Но сидели, болели за нас все. А какую встречу устроили нам в Новокузнецке и потом в Мундыбаше! Ребят буквально завалили цветами —целый вагон цветов. Представляете! Мы немножко пофилософствовали с Ни­ колаем Алексеевичем по поводу того, что все, рано или поздно, становится на свое место. Оркестр получил признание и, многие из тех, кто когда-то восставал против него — сегодня первые друзья коллектива. И дети их сегодня —в оркестре... Кто знает, может быть, именно последнее обстоятельство способствовало перелому во мнении роди­ телей? Я вытаскиваю наугад письма из огромно­ го вороха на столе. Вот одно с обратным ад­ ресом Мордовская АССР, Болыне-Березни- ковский район: «Ваше выступление на меж­ дународном семинаре служит замечатель­ ным примером для всех школ нашей страны. Вы показали, что при желании можно орга­ низовать такие оркестры в каждой школе». «Глубокоуважаемый Николай Алексеевич! Прочел сегодня в «Правде» рассказ о Вашей деятельности. Честь Вам и хвала. Самое нужное человеку —разбудить его сознание, научить его систематически работать в лю­ бой области, внедрить в его сознание чув­ ства долга, уважения к коллективу. Вы это делаете. А. Долицкий, геолог, профессор, старик по возрасту. Москва». «Спасибо Вам, что Вы сеете «разумное, доброе, вечное», Вам, Вашим юным влюблен­ ным поэтам желаю радости в искусстве. Иван Козловский» «Я стар, и поэтому позволю себе сказать, что привлекло меня тогда в Вас: чистота Ваших помыслов. Я опытен и позволю себе сказать, что сохранить ее в условиях шум­ ных славословий трудно, и моим пожелани­ ем будет: пусть найдутся у Вас силы преодо- 1 Сибирские огни № 8 161

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2