Сибирские огни № 08 - 1971
нарев, А. Кирьянов, всерьез относятся к сво им обязанностям послов и продолжают ту красивую игру, которую начали в юности, Я-то не считаю это игрой. Оркестр научил учеников Капишникова дружбе, которую они бережно хранят до сих пор, он научил их любить своих товарищей, своего учителя, свой поселок. Оркестр научил их ненавидеть косность, рутину, несправедливость. Как это ни странно на первый взгляд — музыка вы ковала из них борцов. И однажды они дока зали это. Дело теперь прошлое, но путь Капигщш- кова и его оркестра к триумфу в Москве был усыпан отнюдь не розами. Не только сопро тивление некоторых родителей приходилось преодолевать, но и в школе, среди своих коллег, Николай Алексеевич часто встречал непонимание. Зачем музыка? Кому это нужен оркестр? Иные из учителей пытались прев ратно истолковать истинные мотивы поступ ков Капишникова, обвиняя его то в тщесла вии, то в карьеризме. А в это время он мучи тельно раздумывал, как распределить свою скромную зарплату, чтобы хватило не только на жизнь —у Капишникова росло двое де тей,— но и на струны, на нотную бумагу. Благо, жена Валентина Прокопьевна все по нимала. Однажды дело дошло до того, что дирек тор школы (фамилию его называть не стоит) приказал поставить перегородку в актовом зале и тем уничтожить место «крамолы». Он рассуждал просто — репетировать будет не где, и оркестр распадется. И вот тогда президент республики Куз нецов написал об этом в Новосибирск Вик тору Гурьянову. Целую ночь сидел Гурья нов над письмом в «Комсомольскую прав ду». Рассказал об оркестре. О Капишникове О себе и о ребятах. Это был святой бой, и они победили. Директора школы сняли с ра боты и назначили на его место молодого учи теля Анику Кирьянова, выпускника оркестра. Золотое то было время коллектива. Нако нец, на практике Николай Алексеевич полу чил возможность проводить в жизнь свою теорию о детском музыкальном образовании. Он всегда мечтал, чтобы можно было урав новесить сухоинтеллектуальное направление обычной школы школой чувств. О какой об щеобразовательной программе можно гово рить сегодня, если в ней не учтена музыка? Он, Капишников, убежден: когда в ребенке не открывают художника, то прежде всего не помогают созреть гражданину. Ну, а уж что касается своего школьного предмета, то Николай Алексеевич глубоко убежден в пол ном единстве между литературой и музы кой. Конечно, не все выпускники Мундыбаш- ской школы прошли через оркестр, но всем им Николай Алексеевич помог услышать му зыку. Он читает лекции и иллюстрирует их магнитофонными записями и пластинками. Искусство певцов и музыкантов, известных творческих коллективов страны становится близким и понятным детям. Капишников но останавливается на этом — он создает музыкальный лекторий, который нынче отметил седьмую годовщи ну. 400 абонементов приобрели жители Мун- дыбаша только в этом году. Вдумайтесь — десять тысяч жителей и четыреста из них любители серьезной музыки. Серьезной! По тому что Николай Алексеевич считает, что в душу ребенка надо идти именно с такой му зыкой или с народной песней, а не с эстра дой. Как в школьном буфете должны про- •даваться бутылки с молоком и булочки, а не пирожное и вино. И вот уже седьмой год му зыкальная Москва звучит в поселке в пол ный голос. «Чудо в Мундыбаше»,— восторженно за явил виолончелист В. Фейгин, впервые встре тившись с учениками Капишникова. Не мо гу удержаться, чтобы не процитировать не которые записи из книги почетных посети телей, побывавших в школе поселка. «Для меня Мундыбаш это то, что в труд ные минуты прибавляет силы, заставляет верить в то, что иногда кажется неправдопо добным. Едва ли в СССР можно найти дру гой такой пример любви и преданности ис кусству в маленьком рабочем поселке. Нуж но, чтобы о Мундыбаше знало как можно больше людей, чтобы с них брали пример»,— пишет скрипач М. Лубоцкий. «Мы никогда не забудем Н. А. Капишни кова из поселка Мундыбаш, этого необык новенного подвижника, рыцаря всего настоя щего, замечательного воспитателя. Не забудем его чудесных ребят — участников оркестра». Это написали участники квар тета имени Бородина. Подобных записей десятки. Их оставили в этой книге скрипачка Роза Файн, пиани сты М. Воскресенский и С. Форенский, пев цы Тамара Петрова, Женни Сиймон, М. Ры ба, участницы квартета арф, дирижер Иван Гуляев и многие, многие другие. Все они специально приезжали в неботьшой, затер тый горами поселок и здесь открывали для себя прекрасный, неведомый мир и совер шенно необыкновенного слушателя. Рассказать о содержании и методах ра боты Капишникова—это, по строгой мерке, невыполнимая задача: как уложить двад цать четыре года кропотливого труда, служе ния добру, детям, искусству в скупые строч ки? Как дать представление о масштабах этой работы? Беседы об истории возникновения и раз вития первого оркестра народных инструмен тов, о его основателе В. Андрееве, работа над музыкальной партитурой, репетиции, а перед ними обязательная пятиминутка, на которой объясняются вопросы из цикла «Му зыкальный словарь», коллективное прослу шивание пластинок с записями концертов крупнейших музыкантов страны... Всего не расскажешь. И как результат —откровенное признание одного из участников оркестра: «Кто знает, что было бы со мной, если бы не оркестр». Несколько лет назад Капишников напи сал книжку «Воспитание чувств». Она по праву может стать настольной для многих
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2