Сибирские огни № 08 - 1971

Мой собеседник — уже известный читате­ лю кандидат технических наук Валерий Ге­ расимович Кушнарев, закончил Мундыбаш- скую среднюю школу 14 лет назад. Сейчас он работает на Новосибирском заводе элек­ тротермического оборудования, заведует ла­ бораторией СКВ. Лаборатория —мозг, за­ втрашний день завода. И этот, пожалуй, са­ мый ответственный участок доверен Кушна­ реву. Дадеко пошел ученик Капишникова! — Мы никогда не чувствовали себя обде­ ленными прекрасным по сравнению с жите­ лями большого города. Капишников подарил нам целый мир музыки. Я никогда не забу­ ду, как в четвертом классе пришел к нему в оркестр, впервые взял в руки домру и уже до окончания школы не пропустил ни одной репетиции. Они были по вторникам и пят­ ницам. В дождь и мороз. Ничто, кроме серь­ езной болезни, не могло служить уважи­ тельной причиной, чтобы не прийти на репе­ тицию. Бывшие мундыбашцы, мы и сегодня, став взрослыми, чувствуем себя неразрывно связанными с оркестром. Я пытаюсь понять, в чем же. корень успе­ ха оркестра? Может быть дело в мастерстве? Но есть коллективы, музыкально талантли­ вее мундыбашского. Секрет в душевной стой­ кости руководителя? Да, конечно, и в этом. Но, на мой взгляд, дело здесь прежде всего в стройной системе воспитания, осно­ ванной на коллективизме и беспредельной преданности искусству, системе, которая год от года совершенствуется. Здесь стало зако­ ном бережное отношение к каждому ново­ му слову, которое рождается в коллективе и обогащает его. Здесь возникают традиции, ставшие украшерием школы и коллектива. Видимо, залог успеха Капишникова в том, что он чудесным образом слил в своей рабо­ те эстетическое и этическое воспитание. Педагогическая мудрость —иначе не на­ зовешь то, что Капишников сумел обратить на пользу дела, даже потери, которые неиз­ бежны: школа есть школа, и каждый год ее покидают десятки ребят, но ежегодно деся­ тиклассники готовят себе замену в оркестре. Заранее обучают двух-трех ребят из млад­ ших классов. Это вошло в обычай. Так же, как традицией стало провожать уезжающих из Мундыбаша выпускников музыкой. В пол­ ном составе является оркестр на станцию и играет в честь своего товарища, и эти про­ воды никогда не забудутся ни теми, кто уезжает, ни теми, кто остается. Никогда не рвутся нити, связывающие выпускников с оркестром. Специальный «от­ дел связи» регулярно снабжает их инфор­ мацией о всех важнейших новостях. Он же может обратиться к бывшему мундыбашцу с какой-либо просьбой для оркестра. И не бы­ ло случая, чтобы кто-то не ответил, не схо­ дил куда-то, не сделал чего-то. Это было бы так же дико, как не ответить на письмо младшего братишки или сестренки. Когда я уезжала из Мундыбаша, Нико­ лай Алексеевич попросил позвонить в Ново­ сибирске Кушнареву и Гурьянову. — Скажите, выделили нам тысячу двести рублей. Надо купить два хороших пианино. Пусть вышлют счет. Суродин помог нам по­ лучить новый комплект народных инструмен­ тов. Теперь бы еще пианино... Дело в том, что вот уже второй год в Мундыбаше работает музыкальная школа. Родилась она на базе оркестра. Это и понят­ но: авторитет его был велик, известность перешла границы области. Дирекция агло­ мерационной фабрики выделила под школу дом, нашла средства на пять инструментов, на мебель. Кемеровский отдел культуры до­ бавил денег. Сам Капишников ездил в Про-* копьевское музыкальное училище за выпу­ скниками —школе нужны преподаватели. Новое дело требовало много внимания, и Николай Алексеевич возглавил его. С орке­ стром он не расстался, но с уроками литера­ туры, по крайней мере, на этот год, приш­ лось проститься. Здоровье уже не то. Но о школе несколько позже. Вернемся к оркестру. Поговорим о романтике, без кото­ рой не может жить «юность. Романтикой веет от надписи над входом в актовый зал. Ро­ мантика —в присуждении ежегодной премии оркестра лучшим из лучших его выпускни­ ков. Тем, кто за пределами Мундыбаша про­ должает традиции коллектива и умножает их. Три года назад, во время'двадцатилетне­ го юбилея оркестра, я присутствовала при рождении девятого лауреата этой премии Саши Соловьева, студента Томского инсти­ тута радиоэлектроники. Чтобы получить это- звание, надо иметь большие заслуги перед оркестром. Надо, чтобы за тебя ходатайст­ вовали общественные организации того ин­ ститута или учреждения, где ты теперь на­ ходишься. Я процитирую представление на военнослужащего Игоря Цибизова, тоже за­ воевавшего премию. «И. Цибизов проводит большую работу по распроетр ению среди личного состава музыкальных знаний. Руководитель кора­ бельного оркестра, который на смотре соеди­ нений занял первое место. Партийное бюро части ходатайствует о предоставлении кан­ дидатуры старшины II статьи Цибизо­ ва на ежегодную оркестровую премию». Премия оркестра —нагрудный знак и домра. И лишь одна, самая первая, была необычной. Это премия Васе, теперь Васи­ лию Дмитриевичу Кузнецову. Василий Дмитриевич — инвалид, перед­ вигаться ему нелегко, и кто-то предложил: «Подарим мотоколяску». Как собирали на нее деньги —сумма солидная, 600 рублей! — это эпопея. Отдел связи написал письма всем выпускникам. В течение трех недель с раз­ ных концов страны пришло 40 переводов И трудно сказать, кто был в день вручения премии более счастлив —Василий ли Дмит­ риевич, ребята или Капишников, с неожи­ данной силой ощутивший бесценную силу то­ варищества. Меня до глубины души трогает предан­ ность выпускников оркестра своей республи­ ке. И, может быть, кто-то воспримет с ус­ мешкой то, что взрослые, солидные люди, такие, как В. Гурьянов, А. Суродин, В. Куш

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2