Сибирские огни № 08 - 1971
Мой собеседник — уже известный читате лю кандидат технических наук Валерий Ге расимович Кушнарев, закончил Мундыбаш- скую среднюю школу 14 лет назад. Сейчас он работает на Новосибирском заводе элек тротермического оборудования, заведует ла бораторией СКВ. Лаборатория —мозг, за втрашний день завода. И этот, пожалуй, са мый ответственный участок доверен Кушна реву. Дадеко пошел ученик Капишникова! — Мы никогда не чувствовали себя обде ленными прекрасным по сравнению с жите лями большого города. Капишников подарил нам целый мир музыки. Я никогда не забу ду, как в четвертом классе пришел к нему в оркестр, впервые взял в руки домру и уже до окончания школы не пропустил ни одной репетиции. Они были по вторникам и пят ницам. В дождь и мороз. Ничто, кроме серь езной болезни, не могло служить уважи тельной причиной, чтобы не прийти на репе тицию. Бывшие мундыбашцы, мы и сегодня, став взрослыми, чувствуем себя неразрывно связанными с оркестром. Я пытаюсь понять, в чем же. корень успе ха оркестра? Может быть дело в мастерстве? Но есть коллективы, музыкально талантли вее мундыбашского. Секрет в душевной стой кости руководителя? Да, конечно, и в этом. Но, на мой взгляд, дело здесь прежде всего в стройной системе воспитания, осно ванной на коллективизме и беспредельной преданности искусству, системе, которая год от года совершенствуется. Здесь стало зако ном бережное отношение к каждому ново му слову, которое рождается в коллективе и обогащает его. Здесь возникают традиции, ставшие украшерием школы и коллектива. Видимо, залог успеха Капишникова в том, что он чудесным образом слил в своей рабо те эстетическое и этическое воспитание. Педагогическая мудрость —иначе не на зовешь то, что Капишников сумел обратить на пользу дела, даже потери, которые неиз бежны: школа есть школа, и каждый год ее покидают десятки ребят, но ежегодно деся тиклассники готовят себе замену в оркестре. Заранее обучают двух-трех ребят из млад ших классов. Это вошло в обычай. Так же, как традицией стало провожать уезжающих из Мундыбаша выпускников музыкой. В пол ном составе является оркестр на станцию и играет в честь своего товарища, и эти про воды никогда не забудутся ни теми, кто уезжает, ни теми, кто остается. Никогда не рвутся нити, связывающие выпускников с оркестром. Специальный «от дел связи» регулярно снабжает их инфор мацией о всех важнейших новостях. Он же может обратиться к бывшему мундыбашцу с какой-либо просьбой для оркестра. И не бы ло случая, чтобы кто-то не ответил, не схо дил куда-то, не сделал чего-то. Это было бы так же дико, как не ответить на письмо младшего братишки или сестренки. Когда я уезжала из Мундыбаша, Нико лай Алексеевич попросил позвонить в Ново сибирске Кушнареву и Гурьянову. — Скажите, выделили нам тысячу двести рублей. Надо купить два хороших пианино. Пусть вышлют счет. Суродин помог нам по лучить новый комплект народных инструмен тов. Теперь бы еще пианино... Дело в том, что вот уже второй год в Мундыбаше работает музыкальная школа. Родилась она на базе оркестра. Это и понят но: авторитет его был велик, известность перешла границы области. Дирекция агло мерационной фабрики выделила под школу дом, нашла средства на пять инструментов, на мебель. Кемеровский отдел культуры до бавил денег. Сам Капишников ездил в Про-* копьевское музыкальное училище за выпу скниками —школе нужны преподаватели. Новое дело требовало много внимания, и Николай Алексеевич возглавил его. С орке стром он не расстался, но с уроками литера туры, по крайней мере, на этот год, приш лось проститься. Здоровье уже не то. Но о школе несколько позже. Вернемся к оркестру. Поговорим о романтике, без кото рой не может жить «юность. Романтикой веет от надписи над входом в актовый зал. Ро мантика —в присуждении ежегодной премии оркестра лучшим из лучших его выпускни ков. Тем, кто за пределами Мундыбаша про должает традиции коллектива и умножает их. Три года назад, во время'двадцатилетне го юбилея оркестра, я присутствовала при рождении девятого лауреата этой премии Саши Соловьева, студента Томского инсти тута радиоэлектроники. Чтобы получить это- звание, надо иметь большие заслуги перед оркестром. Надо, чтобы за тебя ходатайст вовали общественные организации того ин ститута или учреждения, где ты теперь на ходишься. Я процитирую представление на военнослужащего Игоря Цибизова, тоже за воевавшего премию. «И. Цибизов проводит большую работу по распроетр ению среди личного состава музыкальных знаний. Руководитель кора бельного оркестра, который на смотре соеди нений занял первое место. Партийное бюро части ходатайствует о предоставлении кан дидатуры старшины II статьи Цибизо ва на ежегодную оркестровую премию». Премия оркестра —нагрудный знак и домра. И лишь одна, самая первая, была необычной. Это премия Васе, теперь Васи лию Дмитриевичу Кузнецову. Василий Дмитриевич — инвалид, перед вигаться ему нелегко, и кто-то предложил: «Подарим мотоколяску». Как собирали на нее деньги —сумма солидная, 600 рублей! — это эпопея. Отдел связи написал письма всем выпускникам. В течение трех недель с раз ных концов страны пришло 40 переводов И трудно сказать, кто был в день вручения премии более счастлив —Василий ли Дмит риевич, ребята или Капишников, с неожи данной силой ощутивший бесценную силу то варищества. Меня до глубины души трогает предан ность выпускников оркестра своей республи ке. И, может быть, кто-то воспримет с ус мешкой то, что взрослые, солидные люди, такие, как В. Гурьянов, А. Суродин, В. Куш
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2