Сибирские огни № 08 - 1971
успел. Кто-то из ребят, может быть, тот же Шурик.Журба, неожиданно обнаружил на верху, над сценой портреты композиторов, и вместо того, чтобы сосредоточиться, все, ра скрыв рты, стали смотреть и угадывать, кто там изображен. Опять пришел на помощь Кабалевский. Он смеющимися добрыми глазами оглядел музыкантов и сказал: — Вы обязательно хорошо сыграете. Смотрите, как я буду держать пальцы на счастье! —Дмитрии Борисович поднял руки над головой, скрестил пальцы, показал их ребятам, еще раз кивнул и ушел в зал. Оркестр привез в Москву солидный ре пертуар: «Осеннюю песню» Чайковского, «Вальс» из оперы «Иван Сусанин», «Прелю дию» и «Кавалерийскую» Кабалевского, «Плясовую уральскую» и, наконец, «Музы кальный момент» Шуберта. С этим послед ним произведением у Николая Алексеевича связано много воспоминаний —он начинал его учить в студенческие годы. «Музыкаль ный момент» —любимое произведение и его оркестра. Стихия музыки подчиняет себе ребят, и играют они самозабвенно. Вот и теперь они забыли про слушателей и просто получают удовольствие от того, как ладно у них все идет. Особенно старается Валя Гриценко Ей просто необходимо, чтобы все, все было хорошо. Уж очень ей хочется понравиться Кабалевскому. Чтобы похвалил ее во второй раз. Как тогда, на первом Всесоюзном фе стивале детского искусства в «Орленке». Николаю Алексеевичу тоже навсегда за помнилась та поездка в пионерский лагерь к Черному морю. Ребятишки целый месяц за горали и просолились в море насквозь. Вот тогда, в «Орленке» оркестр впервые был уча стником Всесоюзного соревнования. Там, три года назад, и наметилась их поездка на Международный конгресс. Капишников вспомнил, как после их вы ступления в «Орленке» Кабалевский разго варивал с его ребятами. Удивительно! Бесе довали о самых сложных вещах, и всем, да же маленькой Вале Гриценко, все было по нятно. Композитор тогда сказал: — У вас хороший оркестр, потому что вы играете сердцем, а не кончиками пальцев. Я видел у вас три признака настоящего ор кестра: умение играть на большом звуковом диапазоне, в разных темпах и; наконец, очень эмоционально. Кабалевский подошел к Вале, обнял ее и продолжал: — У вас, ребята, есть душа оркестра. Ты, Валя, играешь на басе, и, если бы он не пел,—оркестр не звучал бы так хорошо. И то же самое я могу сказать о каждом из вас. Потом он ушел, а Валя Гриценко, поко ренная этим большим, добрым И умным че ловеком, смотрела ему вслед и, утирая бегу щие слезы, все спрашивала: — Николай Алексеевич, это все? Неуже ли это все? — Погоди, Валюта, это не все. Мы обя зательно еще встретимся с Дмитрием Бори совичем! ...Что это? Зал словно сошел с ума. Лю ди повскакали с мест, аплодируют, требуют повторить на «бис». Ребята из оркестра смотрят на него и ждут знака. Но это же не возможно! Его же предупреждали, что ни каких «бисов». А публика неистовствовала. «Молодцы» —услышали они знакомый го лос. Из-за кулис кто-то показывал знаком — повторить. Пришлось играть «Музыкальный момент» на «бис». Потом повторяли «Ураль скую плясовую». А зал все бушевал, сканди ровал, и все громче было слышно одно сло во: «Мундыбаш». Выходили ребята со сцены тоже краси во —это Капишников успел еще посмотреть, а потом все смешалось. Его окружили де сятки людей, своих, советских, и гостей. Жали руки, задавали вопросы. Восхищались детьми. Допытывались, какое у Капишнико- ва музыкальное образование. И никак не могли поверить,-что за плечами у него толь ко Томский пединститут. Растрогал Капишникова приход на кон церт патриарха детского музыкального вос питания профессора Валентины Николаевны Шатской. Ее вели, бережно поддерживая под руки, двое помощников. Запомнилось еще, когда он со своими школьниками спускался по лестнице, ма ленькие японцы встали шпалерами с двух сторон и хлопали и улыбались его детям. И Капишников думал о том, что хоть не много, самую малость, но его мальчишки по могли сегодня делу мира. Следующее утро принесло известность. Появились заметки в газетах. Звонили с Центрального телевидения. Надо было снова ехать в консерваторию, где была назначена видеозапись оркестра. С инструментами в руках стояли школь ники на ступеньках консерватории, как вдруг к подъезду подкатила машина, и из нее сна чала вытянулась в приветствии длинная ру ка, потом показалась высокая худая фигура с болтающимся на шее необыкновенно длин ным галстуком. Казалось, сам Паганель или Дон Кихот приехал приветствовать оркестр. Машина торжественно проехала по кругу перед подъездом. Кабалевский —это был он —еще раз отсалютовал детям и умчался по своим важным делам. * * * — Что дал мне оркестр? Я бы сказал иначе —что дал мне Капишников, потому что именно с ним связаны все перемены в духовной жизни Мундыбаша. Вы были в на шем поселке и видели все сами. Поселок как поселок. Десять тысяч жителей. До недавне го времени —одна средняя школа. Есть Дворец культуры. Но центром культурной жизни всегда был школьный оркестр. Я не боюсь преувеличить, сказав, что школьный оркестр стал таким же знаменем для посел ка, как университет для крупного города.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2