Сибирские огни № 08 - 1971

— Я уже тут не раз побывал, сделал ин­ спекторскую поверку,—шутил Суродин, об­ лепленный со всех сторон малышами. Ребя­ та постарше вели себя солидно, хотя тоже не отходили от него. — Хоть я и не в оркестре теперь, но все равно «болею» за вас. Шутка ли, наш Мун- дыбаш вышел на международную арену! Думали ли мы когда-нибудь об этом, Нико­ лай Алексеевич! Капишников смотрел на Анатолия Суро- дина, и ему казалось, что время повернуло вспять. Перед ним снова был его ученик, один- из- первых пришедших в оркестр маль­ чишек. Ничего не значило, что на погонах у него появились капитанские звездочки, что он женат и стал отцом. Конечно, он теперь человек солидный, вон даже на вокзал при­ катил в собственной машине, но он-то, Ка- пишников, знает, что тот, мундыбашский, То­ ля Суродин не забыл своего поселка, своих друзей. Не забыл .гордого девиза, который они сами выбили на стене над входом в школьный актовый зал, где и сегодня прохо­ дят репетиции: «Поймем. Полюбим. Защи­ тим». Это как клятва на верность —не только музыке, но всему светлому и чистому в жиз­ ни. Все, что мы .любим, требует защиты от невежества и грязи, пошлости и зла. Ведь в общении с музыкой выковываются рыцар­ ские доспехи ребят. Романтика? Ну, что же, она необходима ребятам, да, откровенно го­ воря, и взрослым тоже. Может быть, немного смешно в пятьдесят лет признаваться в при­ верженности к юношеской романтике, но он, Капишников, не стыдится этого. — А помните, Николай Алексеевич, как мы решили создать Мундыбашскую респуб­ лику? Столько лет прошло, Валерка Кушна­ рев ученым стал, лысиной обзавелся, Виктор Гурьянов—тот в райкоме партии работает, а по-прежнему Новосибирское посольство в лице представляет интересы нашей рес­ публики! Помнит ли он это? Конечно, помнит1 Идея своей «республики» выглядела на первых порах шуткой». Но ребята жаждали романтики, им не хотелось, закончив школу, прощаться со своим оркестром, с юностью, с товарищами. И республика родилась! У нее даже был свой президент —Вася, Василий Дмитриевич, Кузнецов, лучший и вернейший друг Николая Алексеевича и всех реб-ят. У Кузнецова нелегкая жизнь, но он завоевал этот почетный титул своим муже­ ством, неистощимым юмором и преданностью оркестру. Мундыбашская республика невелика, но все время растет. Сегодня она насчитывает около двухсот человек —выпускников орке­ стра. Ее «посольства» открыты в Новосибир­ ске, в Бийске, в Москве, на Украине —всю­ ду, где живут ученики Капишникова. У «по­ слов» есть обязанности, и они их неукосни­ тельно выполняют: переписать ноты для ор­ кестра, достать партитуру, струны, купить инструменты... — Кстати, Анатолий, нам выдали 10 ты­ сяч на приобретение новых инструментов,— Капишников с лирического перешел на дело­ вой лад.—Надо их срочно, пока мы в Моск­ ве, реализовать. Оказалось, что про эти деньги Суродин уже знал, ему пришло письмо с подробными инструкциями из Новосибирска. И вообще он уже произвел рекогносцировку и, выражаясь военным языком, знает, с какого плацдарма вести наступление. Хотя Калинников хоро­ шо понимал, как трудно даже в Москве до­ стать хорошие инструменты для народного оркестра, он отдался чувству спокойной уве­ ренности, исходящей всегда от Анатолия. * * * Еще недолго ребята пробыли в Москве, но Капишникову казалось, что вся его жизнь спрессовалась в эти четверо суток. А каждый час по своей насыщенности был равен году. И вот, наконец, настал день кон­ церта. В этот вечер выступало два коллек­ тива —японский хор мальчиков и детский оркестр из Мундыбаша. Название поселка, напечатанное на английском, французском и других языках, выглядело как-то особенно торжественно и незнакомо. Вечер «Япония —СССР» проходил в кон­ цертном зале консерватории. Первыми вы­ ступили гости. Маленькие японцы пели уди­ вительно хорошо. А когда исполнили на русском языке «Есть на Волге утес», Капиш- нйков, как и весь зал, был покорен оконча­ тельно. Что там говорить —успех был ко­ лоссальный. Хорошее музыкальное воспита­ ние получили японские ребятишки. Было из­ вестно, что.они девять месяцев зарабатыва­ ли деньги, чтобы поехать в Москву, и это тоже вызывало симпатии. Мундыбашцы все сидели в зале. Несмот­ ря на строгий наказ Капишникова «не раз­ бредаться», он в самых разных местах ви­ дел темные жилеты и белые рубашки. При­ ближалось время выхода оркестра на сце­ ну, и он уже начал волноваться всерьез. Огромное незнакомое помещение в три эта­ жа, бесконечные соблазны в виде знамени­ того московского мороженого, ярких кон­ фет,—ох, не собрать ребят! Суродин и здесь пришел на помощь. Он пошептался о чем-то с билетершами, и ско­ ро все ребятишки оказались в сборе. Но как выйти на сцену и рассесться при публике? Тут помог старый друг оркестра, замечатель­ ный человек —композитор Дмитрий Борисо­ вич Кабалевский. Он попросил слушателей выйти на несколько минут из зала... Честно говоря, Капишников понимал, что выступать после японцев трудно, и хотел только одного: пусть ребята играют как всегда. Как дома. Он всю жизнь не любил соревнования детей в искусстве и был рад тому, что устроители встречи умно поступи­ ли, не учредив призовых мест. , Наконец оркестр расселся. Вышли хоро­ шо, дружно и были они все удивительно красивые! Но порадоваться Капишников не

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2