Сибирские огни № 08 - 1971
— Я уже тут не раз побывал, сделал ин спекторскую поверку,—шутил Суродин, об лепленный со всех сторон малышами. Ребя та постарше вели себя солидно, хотя тоже не отходили от него. — Хоть я и не в оркестре теперь, но все равно «болею» за вас. Шутка ли, наш Мун- дыбаш вышел на международную арену! Думали ли мы когда-нибудь об этом, Нико лай Алексеевич! Капишников смотрел на Анатолия Суро- дина, и ему казалось, что время повернуло вспять. Перед ним снова был его ученик, один- из- первых пришедших в оркестр маль чишек. Ничего не значило, что на погонах у него появились капитанские звездочки, что он женат и стал отцом. Конечно, он теперь человек солидный, вон даже на вокзал при катил в собственной машине, но он-то, Ка- пишников, знает, что тот, мундыбашский, То ля Суродин не забыл своего поселка, своих друзей. Не забыл .гордого девиза, который они сами выбили на стене над входом в школьный актовый зал, где и сегодня прохо дят репетиции: «Поймем. Полюбим. Защи тим». Это как клятва на верность —не только музыке, но всему светлому и чистому в жиз ни. Все, что мы .любим, требует защиты от невежества и грязи, пошлости и зла. Ведь в общении с музыкой выковываются рыцар ские доспехи ребят. Романтика? Ну, что же, она необходима ребятам, да, откровенно го воря, и взрослым тоже. Может быть, немного смешно в пятьдесят лет признаваться в при верженности к юношеской романтике, но он, Капишников, не стыдится этого. — А помните, Николай Алексеевич, как мы решили создать Мундыбашскую респуб лику? Столько лет прошло, Валерка Кушна рев ученым стал, лысиной обзавелся, Виктор Гурьянов—тот в райкоме партии работает, а по-прежнему Новосибирское посольство в лице представляет интересы нашей рес публики! Помнит ли он это? Конечно, помнит1 Идея своей «республики» выглядела на первых порах шуткой». Но ребята жаждали романтики, им не хотелось, закончив школу, прощаться со своим оркестром, с юностью, с товарищами. И республика родилась! У нее даже был свой президент —Вася, Василий Дмитриевич, Кузнецов, лучший и вернейший друг Николая Алексеевича и всех реб-ят. У Кузнецова нелегкая жизнь, но он завоевал этот почетный титул своим муже ством, неистощимым юмором и преданностью оркестру. Мундыбашская республика невелика, но все время растет. Сегодня она насчитывает около двухсот человек —выпускников орке стра. Ее «посольства» открыты в Новосибир ске, в Бийске, в Москве, на Украине —всю ду, где живут ученики Капишникова. У «по слов» есть обязанности, и они их неукосни тельно выполняют: переписать ноты для ор кестра, достать партитуру, струны, купить инструменты... — Кстати, Анатолий, нам выдали 10 ты сяч на приобретение новых инструментов,— Капишников с лирического перешел на дело вой лад.—Надо их срочно, пока мы в Моск ве, реализовать. Оказалось, что про эти деньги Суродин уже знал, ему пришло письмо с подробными инструкциями из Новосибирска. И вообще он уже произвел рекогносцировку и, выражаясь военным языком, знает, с какого плацдарма вести наступление. Хотя Калинников хоро шо понимал, как трудно даже в Москве до стать хорошие инструменты для народного оркестра, он отдался чувству спокойной уве ренности, исходящей всегда от Анатолия. * * * Еще недолго ребята пробыли в Москве, но Капишникову казалось, что вся его жизнь спрессовалась в эти четверо суток. А каждый час по своей насыщенности был равен году. И вот, наконец, настал день кон церта. В этот вечер выступало два коллек тива —японский хор мальчиков и детский оркестр из Мундыбаша. Название поселка, напечатанное на английском, французском и других языках, выглядело как-то особенно торжественно и незнакомо. Вечер «Япония —СССР» проходил в кон цертном зале консерватории. Первыми вы ступили гости. Маленькие японцы пели уди вительно хорошо. А когда исполнили на русском языке «Есть на Волге утес», Капиш- нйков, как и весь зал, был покорен оконча тельно. Что там говорить —успех был ко лоссальный. Хорошее музыкальное воспита ние получили японские ребятишки. Было из вестно, что.они девять месяцев зарабатыва ли деньги, чтобы поехать в Москву, и это тоже вызывало симпатии. Мундыбашцы все сидели в зале. Несмот ря на строгий наказ Капишникова «не раз бредаться», он в самых разных местах ви дел темные жилеты и белые рубашки. При ближалось время выхода оркестра на сце ну, и он уже начал волноваться всерьез. Огромное незнакомое помещение в три эта жа, бесконечные соблазны в виде знамени того московского мороженого, ярких кон фет,—ох, не собрать ребят! Суродин и здесь пришел на помощь. Он пошептался о чем-то с билетершами, и ско ро все ребятишки оказались в сборе. Но как выйти на сцену и рассесться при публике? Тут помог старый друг оркестра, замечатель ный человек —композитор Дмитрий Борисо вич Кабалевский. Он попросил слушателей выйти на несколько минут из зала... Честно говоря, Капишников понимал, что выступать после японцев трудно, и хотел только одного: пусть ребята играют как всегда. Как дома. Он всю жизнь не любил соревнования детей в искусстве и был рад тому, что устроители встречи умно поступи ли, не учредив призовых мест. , Наконец оркестр расселся. Вышли хоро шо, дружно и были они все удивительно красивые! Но порадоваться Капишников не
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2