Сибирские огни № 08 - 1971
Они отвели Лельке глинобитную пристроечку: ход через сени. Ника соорудил ей койку из колхозных досок, и теперь Лелька живет вполне са мостоятельно, и впервые после Харбина у нее зыбкое, но все же ощуще ние дома. По утрам солнце врывается в окошко, как прожектор, и поднимает Лельку лучше будильника. В окошке видны поворот дороги на Казах стан и кусок пестрой степи — малиновые пятна травы, белые пятна со лончака. И Лелька бежит по этой степи влажной и дымчатой, как лисья шкура, а телеги с женщинами обгоняют ее, странные, похожие на коры та, телеги, которые здесь называют бричками. Женщины кричат ей, воз ница приостанавливает лошадь, и Лелька запрыгивает на ребро брички, как на жердочку, и едет до бригады. Удивительно спокойно ей подле этих женщин посреди утренней сте пи, когда они поют, а она слушает их под огромным небом. Спокойствие растворено в степных горизонтах. Чистота и прозрач ность. Степь понемногу приручила к себе Лельку. Пока перерыв — мож но пойти в околок и набрать там ягод шиповника в карманы стеганки. Ягоды продолговатые, оранжевые и на ягоды непохожие. Наверное, хо рошо, как бусы, нанизать их на нитку. Околок стоит тихий. Легкое падение листа. Запах увядающей травы. Запах земли и леса. Околок — как осколок больших лесов России. Лель ка еще не видала их вблизи, пока она видит только степной горизонт, такой бесконечный, что кажется круглым, как земная поверхность. Степь передает Лельке свое спокойствие, словно свою силу. Или все-таки сила приходит к нам от людей окружающих? Быстро холодеет под вечер в степи. Лелька натянет ватник и руки су нет в карманы. В кармане — остатки шиповниковых ягод, зерна пшени цы и чернильницашепроливашка. Женщины и Шура Новикова уезжают в село на бригадирской телеге. На склоны хлебных бугров лягут тени, как на склоны сопок, а закат охватит полнеба — тревожный и переменчи вый. В час сумерек придет к ней отчаянная тоска, словно только и жда ла, притаившись за околком, когда женщины уедут и Лелька останется незащищенной. Все кажется сплетенным в единый узел: мама, от кото рой приходят теперь письма, но которую она не увидит больше; чувство потери этой, гнетущее, как болезнь, и то, что одна она ходит вокруг пу стого тока в синеющей степи, никому не нужная. Лелька не выдерживает одолевающих ее сумерек. Пока нет очеред ной машины, она бежит с тока к вагончику, напрямик по сухой колющей ся траве,— к ужину, к людям. Все приходят в вагончик к вечеру — комбайнеры (только Ковальчук косит по ночам, пока не ляжет роса), Ячный, которому она все не может простить его несправедливости, Остапчук Петя, сменивший Лельку на штурвале, и Сережка Усольцев. Они приходят черные, словно закопченные, и медлительные от уста лости. Они умываются под березкой из рукомойника (ну что тут отмо еш ь— вода соленая!), и на вафельном полотенце у Сережки остаются грязные полосы. Лелька смотрит на Сережку, и у нее возникает не осоз нанное к нему уважение. Может быть, потому, что она теперь знает, что это значит — день на комбайне? Все-таки, это — особенные люди, и Лелька выглядит перед ними ма ленькой. Труд их тяжелый, как глыба: неподатливое железо и руки, в ко торых это железо становится покорным. Здесь, видимо, в бригадном ва гончике и начинается Лелькино понимание ценности рук человеческих, на которых, в сущности, стоит земля русская. Потом они ужинают неторопливо тем, что наливают им в миски по
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2