Сибирские огни № 08 - 1971
— Что же мне с вами делать? — сказал директор МТС , когда они явились к. нему с путевками. Они сидели у него в кабинете на диване с деревянной спинкой, все в ряд — Женя, Анка, Лелька и Ника — в парад ной рубашке с галстуком. — Лаврушин... Никита Михайлович...— Ника внимательно вытянул длинную шею.— Ну, вы обратитесь в райздрав. Врачи нам нужны. Как найти райздрав, знаете? Поедете в Баган на попутной. — Хорошо,— послушно кивнул Ника. — А вот девушки... Что же мне с вами делать? — директор смотрел на них с сомнением, таких неуместно пестрых в этой комнате. — Может быть, пойдете штурвальными? — предложил директор не очень уверенно.— Хлеба на зиму заработаете, оглядитесь? Лельке понравилось слово «штурвал», хотя она понятия не имела, что это такое в сельском хозяйстве. Раз им доверяют штурвалы — как тут не согласиться? К восьми утра все собираются на травке за усадьбой, там, где стоят комбайны и хедера. Они стоят в ряд в боевой готовности и ждут отъезда на уборочную. Собрание это по утрам называется «курсами по подготовке штур вальных», присутствуют на них семеро деревенских ребят и три женщи ны: Маруся и Анка с Лелькой. Ребята приходят рано — пешком из сво их колхозов, укладываются досыпать под хедером, свернув под головы фуфайки. Лелька сидит, натянув на колени клетчатую рабочую юбку, и смотрит. В восемь на усадьбе гудит гудок, и наискосок через поле идут к ней маленькие человеческие фигурки. Лельке нравится гудок — он напомина ет ей город и паровозы на улице Железнодорожной. В половине девятого подходит знатный комбайнер Ковальчук. Он примечателен тем, что удивительно похож на артиста Крючкова из кино фильма «Трактористы», только постарше. — Это — питательный транспортер,— объясняет он.— А это — при емная камера. В приемную камеру Лелька поглядывает с опаской — ребята пуга ют: близко не подходи — утянет! Ребята не верят, что она инженер: — Да разве ты здесь бы сидела, если инженер! — Вопросы есть? — спрашивает Ковальчук. Ребята вопросов не задают. Они все уже работали прежде на штур валах, и эти «домашние» курсы для них просто формальность. Вопросы обычно задают Анка и Лелька. А Женя вообще не ходит на курсы. Ника сказал — никаких комбайнов! Это случилось после того, как они на хоз дворе мазали хаты и с Женей стало плохо. В начале июля, когда курсы' штурвальных еще не начинались — им нечего было делать,— директор распорядился: работать на хоздворе. На хоздворе в глинобитных сараях — стойла для лошадей и разный инвентарь. В центре двора — колодец с дощатой крышей, ведро на тол стой цепи, и нужно долго и трудно наматывать ее на бревно, чтобы вытя нуть ведро на поверхность. На полдороге рука у Лельки срывалась, бревно начинало бешено раскручиваться в обратную сторону, и ведро сно ва обрушивалось на дно. Рядом с колодцем — гора соломы и яма с ра створом, которым нужно обмазывать все эти сараи. На хоздворе работала бригада женщин. — Ты что стоишь? Боишься замараться? Смотри, как надо! Раствор в яме — рыжего цвета, и Лелька с трудом поборола в себе брезгливость, чтобы взять его в руку.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2