Сибирские огни № 07 - 1971

общественной мысли в Европе того времени Зимой 1843 г. он познакомился с В. Вейтлин- гом, немецким социалистом-утопнстом, од­ ним из видных деятелей «Союза справедли­ вых», признанным вожаком германских ра­ бочих. А в 1848 г. состоялось знакомство Михаила Бакунина в Париже с Карлом Марксом. В исследовании Н. Пирумовой широко ос­ вещается революционная деятельность Баку­ нина: его борьба за создание русско-польско­ го революционного союза, революционные планы освобождения славянских народов и, наконец, участие в революции 1848 г. Баку­ нин смело бросился в водоворот революци­ онных боев. В феврале 1848 г. он в револю­ ционном Париже, а вскоре революция вспых­ нула в Австрии, и он на баррикадах Праги принимает активное участие в вооруженном восстании; позже становится одним из вож­ дей восстания в Дрездене, последней вспыш­ ки революции в Германии. После пораже­ ния Дрезденского восстания русский рево­ люционер был арестован. Два года просидел ■ он в саксонских и австрийских крепостях. И в Саксонии и в Австрии его приговорили к смертной казни. По требованию русского правительства Бакунин был передан Австри­ ей царским властям, которые бросают его в Алексеевский равелин Петропавловской кре­ пости Рассказывая об этом периоде жизни революционера, автор использует много ар­ хивных и документальных материалов. Н. Пирумова сумела объективно оценить и «Исповедь» Бакунина, написанную им в кре­ пости. Это имеет особое значение, ибо и в настоящее время часть исследователей ви­ дит в этой работе только одно — политиче­ скую ошибку, чуть ли не предательство ре­ волюционера. Точка зрения Н. Пирумовой отличается глубиной и объективностью. «То, что покаяние — это только форма,— говорит Пирумова иб этом документе,— кажется нам бесспорным, по меньшей мере, странно на основании этих слов обвинять Бакунина в отходе от революционных принципов». И далее автор справедливо отмечает опреде­ ленную тактику в поведении Бакунина: «Он хотел бороться дальше. Не жить просто, а именно бороться. Для получения хоть ма­ лейшей надежды на возможность свободы, равносильной для него с борьбой, он пошел на хитрость, но не на предательство». Подробно рассказано и о пребывании Бакунина в сибирской ссылке (1857— 1861 гг.), затем о его побеге осенью 1861 г. через Японию в Америку (оттуда он пере­ ехал в Лондон). Начинается новый этап в жизни выдающегося революционера: он пи­ шет в герценовском «Колоколе», вновь за­ нимается вопросами славянского освободи­ тельного движения, оказывает помощь поль­ скому восстанию 1863 года, разрабатывает планы новых революционных восстаний. Ни тюрьмы, ни ссылки не сломили его волю. Автор отмечает: «Потеряв здоровье, зубы и часть своей пышной шезелюры, Бакунин со­ хранил веру, убежденность и тот пыл, кото­ рый редко можно было встретить у людей его поколения, перенесших годы реакции на воле». Затем последовало сближение революци­ онера с рабочим движением в европейских странах. На какое-то время он даже был увлечен рабочим движением. Осенью 1864 г. К. Маркс приглашает Бакунина в I Интер­ национал, надеясь использовать его энергию и организаторские способности в интересах укрепления этой международной организа­ ции. Однако позже Бакунин отказывается от сотрудничества с К. Марксом и стремится подорвать единство I Интернационала: он основывает особый анархистский Интернаци­ онал, чем было ослаблено единство рабоче­ го движения в странах Европы. И это не явилось случайностью. Ведь Бакунин пол­ ностью и целиком уверовал в истинность собственного учения. «Слишком был уверен Бакунин,— пишет Н. Пирумова,— в том, что только его программа обеспечит активное участие всех слоев народа в революции и что только тайная, строго законспирирован­ ная организация может в существующих ус­ ловиях подготовить революционный взрыв». В книге Н. Пирумовой получила доволь­ но полное отражение та идейная борьба, ко­ торую вел Бакунин против Генсовета Интер­ национала и которая завершилась его ис­ ключением из этой организации. Широко показаны взаимоотношения Бакунина с круп­ нейшими деятелями русского (А. И. Герцен. Н. П. Огарев, С. Г. Нечаев и др.) и евро­ пейского революционного движения (К. Маркс, Ф. Энгельс и др.). И здесь при­ водится также целый ряд новых документов. Заключительная глава книги посвящена последним годам жизни Бакунина. Повество­ вание заканчивается картиной смерти и по­ хорон революционера в Швейцарии в ию­ ле 1876 г. Говоря о достоинствах книги Н. Пирумо­ вой, надо отметить, что автор сумела дать правильную и точную оценку бакунизму: «В теоретическом плане бакунизм был раз­ новидностью утопического социализма. До появления и утверждения социализма науч­ ного утопический социализм был самой пе­ редовой формой идеологии». И поэтому по­ нятно, что бакунизм не смог указать верного пути к освобождению трудящихся в период, когда бурно развивалось рабочее движение, когда распространялся марксизм. Учение Ба­ кунина обнаружило впоследствии, как пи­ сал В. И. Ленин, «свою неверность, свою не­ пригодность как руководящей теории для революционного класса» (В. И. Ленин. Поли, собр. соч., т. 41, стр. 15). Н. Пирумова приходит к совершенно пра­ вомерному выводу о результатах деятельно­ сти, о личности Бакунина: «Теория и такти­ ка анархизма давно изжили себя, но па­ мять о революционере Бакунине осталась. Осталась потому, что в меру своего понима­ ния и сил самоотверженно и последователь­ но боролся он за торжество революции». О. САЙКИН

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2