Сибирские огни № 07 - 1971
общественной мысли в Европе того времени Зимой 1843 г. он познакомился с В. Вейтлин- гом, немецким социалистом-утопнстом, од ним из видных деятелей «Союза справедли вых», признанным вожаком германских ра бочих. А в 1848 г. состоялось знакомство Михаила Бакунина в Париже с Карлом Марксом. В исследовании Н. Пирумовой широко ос вещается революционная деятельность Баку нина: его борьба за создание русско-польско го революционного союза, революционные планы освобождения славянских народов и, наконец, участие в революции 1848 г. Баку нин смело бросился в водоворот революци онных боев. В феврале 1848 г. он в револю ционном Париже, а вскоре революция вспых нула в Австрии, и он на баррикадах Праги принимает активное участие в вооруженном восстании; позже становится одним из вож дей восстания в Дрездене, последней вспыш ки революции в Германии. После пораже ния Дрезденского восстания русский рево люционер был арестован. Два года просидел ■ он в саксонских и австрийских крепостях. И в Саксонии и в Австрии его приговорили к смертной казни. По требованию русского правительства Бакунин был передан Австри ей царским властям, которые бросают его в Алексеевский равелин Петропавловской кре пости Рассказывая об этом периоде жизни революционера, автор использует много ар хивных и документальных материалов. Н. Пирумова сумела объективно оценить и «Исповедь» Бакунина, написанную им в кре пости. Это имеет особое значение, ибо и в настоящее время часть исследователей ви дит в этой работе только одно — политиче скую ошибку, чуть ли не предательство ре волюционера. Точка зрения Н. Пирумовой отличается глубиной и объективностью. «То, что покаяние — это только форма,— говорит Пирумова иб этом документе,— кажется нам бесспорным, по меньшей мере, странно на основании этих слов обвинять Бакунина в отходе от революционных принципов». И далее автор справедливо отмечает опреде ленную тактику в поведении Бакунина: «Он хотел бороться дальше. Не жить просто, а именно бороться. Для получения хоть ма лейшей надежды на возможность свободы, равносильной для него с борьбой, он пошел на хитрость, но не на предательство». Подробно рассказано и о пребывании Бакунина в сибирской ссылке (1857— 1861 гг.), затем о его побеге осенью 1861 г. через Японию в Америку (оттуда он пере ехал в Лондон). Начинается новый этап в жизни выдающегося революционера: он пи шет в герценовском «Колоколе», вновь за нимается вопросами славянского освободи тельного движения, оказывает помощь поль скому восстанию 1863 года, разрабатывает планы новых революционных восстаний. Ни тюрьмы, ни ссылки не сломили его волю. Автор отмечает: «Потеряв здоровье, зубы и часть своей пышной шезелюры, Бакунин со хранил веру, убежденность и тот пыл, кото рый редко можно было встретить у людей его поколения, перенесших годы реакции на воле». Затем последовало сближение революци онера с рабочим движением в европейских странах. На какое-то время он даже был увлечен рабочим движением. Осенью 1864 г. К. Маркс приглашает Бакунина в I Интер национал, надеясь использовать его энергию и организаторские способности в интересах укрепления этой международной организа ции. Однако позже Бакунин отказывается от сотрудничества с К. Марксом и стремится подорвать единство I Интернационала: он основывает особый анархистский Интернаци онал, чем было ослаблено единство рабоче го движения в странах Европы. И это не явилось случайностью. Ведь Бакунин пол ностью и целиком уверовал в истинность собственного учения. «Слишком был уверен Бакунин,— пишет Н. Пирумова,— в том, что только его программа обеспечит активное участие всех слоев народа в революции и что только тайная, строго законспирирован ная организация может в существующих ус ловиях подготовить революционный взрыв». В книге Н. Пирумовой получила доволь но полное отражение та идейная борьба, ко торую вел Бакунин против Генсовета Интер национала и которая завершилась его ис ключением из этой организации. Широко показаны взаимоотношения Бакунина с круп нейшими деятелями русского (А. И. Герцен. Н. П. Огарев, С. Г. Нечаев и др.) и евро пейского революционного движения (К. Маркс, Ф. Энгельс и др.). И здесь при водится также целый ряд новых документов. Заключительная глава книги посвящена последним годам жизни Бакунина. Повество вание заканчивается картиной смерти и по хорон революционера в Швейцарии в ию ле 1876 г. Говоря о достоинствах книги Н. Пирумо вой, надо отметить, что автор сумела дать правильную и точную оценку бакунизму: «В теоретическом плане бакунизм был раз новидностью утопического социализма. До появления и утверждения социализма науч ного утопический социализм был самой пе редовой формой идеологии». И поэтому по нятно, что бакунизм не смог указать верного пути к освобождению трудящихся в период, когда бурно развивалось рабочее движение, когда распространялся марксизм. Учение Ба кунина обнаружило впоследствии, как пи сал В. И. Ленин, «свою неверность, свою не пригодность как руководящей теории для революционного класса» (В. И. Ленин. Поли, собр. соч., т. 41, стр. 15). Н. Пирумова приходит к совершенно пра вомерному выводу о результатах деятельно сти, о личности Бакунина: «Теория и такти ка анархизма давно изжили себя, но па мять о революционере Бакунине осталась. Осталась потому, что в меру своего понима ния и сил самоотверженно и последователь но боролся он за торжество революции». О. САЙКИН
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2