Сибирские огни № 07 - 1971
«Взглянешь на церковь, на тополь, на длинный ряд простонародных домов — и воз рождается что-то старинное, что ни в сказке сказать, ни пером описать». Это думает, вспоминая Константиново, герой повести Виктор. А вот совет его друга, Кости Ол суфьева: «Тебе Россия, милый мой, нужна Россия, где татары проходили, вот это твое, это звучит и пахнет, ты ж русский, русскому складу во как нужна древняя земля. Там и речь-то наша, нигде такой нет больше, ни где, старичок, это я точно говорю, нигде художнику не раскрыть так рот в востор ге! Русь! Поезжай на Валдай, где я бываю... ты узнаешь, что Русь там». Однако едет рассказчик все-таки не на за поведный Валдай, где «Русью пахнет», но — во второй уже раз — в отнюдь не заброшен ное, ничем внешне не выделяющееся село — родину знаменитого поэта. Ибо в судьбе последнего видится ему нечто пророческое, до конца не разгаданное и как бы бросаю щее смутные отсветы на судьбы нынешнего поколения. Есенин становится темой личной, интимней — в литературе, ему песвягценной, немного найдется таких щемяше грустных и поэтичных страниц... Мучаясь вопросом, как «не разбиться в жизни, а не разбившись, ежечасно остерега ясь ее ударов, как не засохнуть», «в чем же мудрость и далека ли намеченная дорога», тридцатилетний герой повести, не боясь по казаться нескромным (впрочем, о себе он го ворит— «бог не отпустил вволю таланта»), сравнивает собственную зрелость с возрас том уже смертельно усталого Есенина. Труд но сказать, насколько подобные параллели допустимы, но думается, что в судьбе вели кого таланта всякий имеет право увидеть для себя нечто поучительное. «Чего-то уже нет у меня. Ну что ж. Да благословит время на мудрость, и пусть поищут новые годы мне счастья — без слов, без гаданий, без на дежд на чудо». С некоторыми свойственными молодости иллюзиями рассказчик не без сожаления прощается, другие будут его спутниками еще долго — да и можно ли представить нор мального человека, начисто лишенного иллю зий? — но истинной и вечной ценностью для него останется духовное. И вся его запозда лая неприязнь к городской сутолоке, и оди нокое паломничество к Есенину, и попытка воскресить в памяти картины минувшего вы званы тревогой за то, чтобы материальные интересы не заслонили тех, которые «ни хле ба, ни денег тебе не принесут». Красноречи ва последняя из описанных им встреч — с древней старушкой из Константинова. «Хле бушко будет — поживем»,— говорит старая крестьянка, много повидавшая и немало по трудившаяся на своем веку. «Хлебушко-то будет...» — думает, прощаясь с ней, автор, и эти заключающие, по сути дела, его рас сказ слова по-новому освещают и смысл вы несенной в заглавие фразы из дружеского письма Клюева. В чем-то сырая, угловатая, порой даже небрежная по ощущению слова, повесть В. Лихоносова представляется мне все же заметным шагом вперед по сравнению с его прежними, гораздо более отделанными ве щами, не свободными, однако, от литератур ности и описательства. Но это шаг достаточ но серьезный и обязывающий: после него возвращение вспять уже невозможно. А. КЛИТКО А. ТОПОРОВ. Воспоминания. Барнаул, Алт. кн. изд., 1970. Пример всякой незаурядной жизни ста новится особенно наглядным, когда ее опыт находит свое концентрированное отражение в обобщающей книге. Чаще всего, естествен но, итоговым произведением являются соб ственные мемуары человека яркой, поучи тельной судьбы. Таковы две книги Адриана Топорова: знаменитый, дважды переиздавав шийся труд «Крестьяне о писателях», сохра нивший свое значение, несмотря на более чем тридцатилетний разрыв между двумя из даниями (1930 и 1963 гг.), и сравнительно небольшие по объему, но содержательные «Воспоминания», появившиеся совсем недав но. В предисловии к книге сказано: «Если сейчас беспристрастно присмотреться к тому, что делал учитель А. М. Топоров в коммуне «Майское утро», то правомерно сказать, что он был там истинным просветителем, упорно и творчески ищущим новые формы культур ной работы на селе». Сам Адриан Митрофанович сказал о сво ей деятельности слова проникновенные, про стые и абсолютно верные: «Как это ни уди вительно, а опыт крестьянской критики ху дожественной литературы, проведенной в коммуне «Майское утро», был и остается первым и единственным во всем белом све те». Конечно, к подобному признанию он вынужден был прибегнуть вовсе не для того, чтобы лишний раз привлечь внимание к себе: Огромная, уникальная работа просветителя, встреченная одобрительно многими советски ми литераторами, замеченная и одобренная А. М. Горьким, наталкивалась и на серьез ные трудности и несправедливости. Но То поров, оставаясь всегда на своих позициях, постоянно отстаивал точку зрения, которую находил единственно верной: «Я неискорени мо убежден, что одной из лучших форм ра боты с художественной книгой среди рабочих и крестьян является громкая публичная чит ка ее с попутным и последующим критиче ским разбором». Как результат многолетнего' гигантского труда автора по пропаганде ху дожественной литературы среди сибирских крестьян, родилось своеобразное исследова ние «Крестьяне о писателях», которое само- читается как собрание увлекательнейших по вестей. О первой крупной работе Адриана Топо рова написано множество литературно-кри тических статей и читательских отзывов. К сожалению, знакомясь с «Воспоминания ми», можно прийти к выводу, что им будет
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2